Минуло уж более двадцати лет после развала СССР, но Украина все еще пытается сформулировать, создать свою новую идентичность. Понять, на какую историческую матрицу ей можно опереться.
Наиболее распространенной сейчас в Киеве стала самоидентификация в качестве стремящейся в Европу «Киевской Руси», наконец вышедшей из под ордынского ига. В качестве Орды в Киеве предпочитают видеть Россию и Таможенный Союз. Нынешние отношения между Россией и Украиной в Киеве подают как новое нашествие Орды на Киевскую Русь.
Схема красивая, но далекая от реальности. Да, Россия исторически инкорпорировала значительную часть Империи Чингисхана, включила в свой состав Золотую Орду, но наложила на них «византийское наследство». Москва с 15-16-х веков стала наследницей двух рухнувших Империй: Византийской и Чингисхана. Воплотилось это соединение в причудливых изумительных маковках Собора Василия Блаженного, в стоящей на берегу Оки в мещерском городке Касимове мечети. Россия стала пространством, на котором Запад встретился с Востоком, она стала толерантной квинтэссенцией Запада и Востока. Можно, конечно, перенять бунинские клише времен революции об «азиатчине», а можно вспомнить есенинские строки тех же лет: «Золотая дремотная Азия опочила на куполах». Так что Москва – она всегда Москва, ярлыки к ней не прилипают.
А теперь зададимся вопросом: а является ли нынешняя Украина наследницей Киевской Руси? Ответ будет однозначным – нет. Продолжательницей Киевской Руси как прообраза именно евразийского, а не окраинного европейского государства, является Москва. Нынешняя же Украина – это отколовшаяся от единого евразийского государства в период новой феодальной раздробленности часть. Сегодняшняя Украина – это ни что иное, как геополитическая реинкарнация Рязанского княжества времен XIV–XV веков. А отношения России и Украины – это типичные отношения Московского и Рязанского княжеств в XIV–XV веках: союзы против общего врага, войны против друг друга, дружеские пирушки, ссоры, взаимный переток населения, общая вера.
Было бы присоединение Крыма к России или не было, матрица отношений Москвы и нынешнего Киева не изменилась бы: конкуренция, зачастую очень жесткая, двух в общем-то братских государств во времена феодальной раздробленности.
«Брат к брату так в гости не ходит», - поговаривают ныне в Киеве о событиях в Крыму. «Брат за спиной брата сепаратные союзы с Западом не заключает», - вторят им в Москве. Хочется ответить и на то и на другое утверждения: «Так и в гости ходят, и союзы заключают». Просто время сейчас такое, когда братские республики разделены ситуацией феодальной раздробленности.
Как Москве строить отношения с новым «Рязанским княжеством», то есть с нынешней Украиной? Да так же как в XIV–XV веках Москва строила отношения с той Рязанью – мы мирились, ругались, женились, торговали, вмести церкви строили. Но даже когда ругались, причем весьма крепко, не забывали, что мы братские государства.
Оригинал публикации: Riga.Rosvesti
Опубликовано: 08/04/2014 00:49