На возвращение большой политики в спортзалы и компании

_________________

Слышите треск и грохот? Это, как лёд на реке, лопается старый миропорядок. Завораживающее и вдохновляющее зрелище, но тем, кто его переживёт, ещё предстоит расчищать последствия.

Что, не слышите грохота? Давайте обратимся к сугубо практическим делам.

Одним из самых удивительных и неожиданных явлений начала года стал разворот в российской внутренней политике. Совпав с началом украинской эскалации и, будто официально стартовав с церемонией открытия зимней Олимпиады в Сочи, он за считанные месяцы открыл для нас новую реальность – реальность, в которой власть вовлекает собственный народ в политику. Если ещё совсем недавно власть всячески изолировала и отгораживала народ от большой политики, то теперь народные массы втянули в неё буквально за уши.

Если вчера разговоры о политике в обывательской среде ограничивались традиционным брюзжанием на почве бытовой неустроенности, то теперь в банях, такси, спортзалах обсуждают влияние американских санкций на экономику России.

Обсуждают легитимность (слово уже прочно вошло в обиход) референдума в Крыму, будущее Януковича

Обсуждают создание национальной платёжной системы и перспективы мировых финансов.

Обсуждают дееспособность НАТО на наших границах.

И от этого тут и там потихоньку раскручивается маховик гражданских инициатив — уже не поддельных, создаваемых то самой властью под выборы, то отставными министрами финансов специально для застолбления понятия «гражданская инициатива», а настоящих.  

То, что недавно являлось предметом интереса немногих, сегодня стало достоянием широкой общественности.

Эти факты рождают целый ворох вопросов, попытаться найти ответы на которые крайне любопытно.

Вовлечение народа в обсуждение политики реализовано в кратчайшие сроки и само по себе является достижением значительным. Государство вдруг вернулось в информационную политику, во-первых, зачистив главные раздражители, царившие в медиа прежде, во-вторых, обрушив на головы аполитичных граждан поток довольно качественной пропаганды. В-третьих, большая политика была сдобрена таким неимоверным количеством шоу-элементов, что вывела выпуски новостей на вершину рейтингов, обогнав даже непотопляемые сериалы и кулинарные шоу. Никакое шоу не может сравниться с тем, что мы теперь видим на экранах: кандидат Дарт Вейдер, анимешная прокурор, тупой боксёр, вежливые люди, перехваты телефонных разговоров западных политиков и т.д. и т.п. Недаром золотым стал новый мем: «Пелевин, ты пьян, иди домой».

Так вот: если бы сегодня действовала прежняя внутриполитическая парадигма, то события эти так и остались бы для широких масс малозаметными и малопонятными. Никто бы не выводил эти массы на многотысячные митинги в поддержку Крыма, никто бы не раскручивал «инфо-поводы», стремясь донести их понятным языком в каждый дом, а уважаемые депутаты наперебой не спешили бы публично засвидетельствовать свой разрыв с Западом и западными ценностями. Нет, нас бы постарались, как всегда, оградить от излишних волнений и переживаний, не допустив отвлечения от каких-нибудь танцев со звёздами, а заявления высших лиц были бы отупляюще округлы и бессодержательны. Однако же — нет, теперь всё иначе.

Очевидно, что такой разворот не случайность и вызван необходимостью. Можно было бы подумать, что он продиктован исключительно крымской повесткой. То есть, идя на серьёзный внешнеполитический шаг, власть предпочла подстраховаться, заручившись народной поддержкой, для чего народ пришлось экстренно мобилизовать, разъяснив ему, что происходит на самом деле.

Это верно, но это не всё. Немало было в истории современной России важных политических поворотов, но власть не спешила никого мобилизовать, предпочитая действовать без оглядки на народное мнение. Исключением стало разве что апелляция к массам во время последней предвыборной кампании В.Путина. После этого вновь наступило затишье — и в народе по привычке решили, что его вспомнят лишь к следующим выборам. И тут неожиданно нас буквально выдёргивают с постели и просят поддержки. При этом ведь всем понятно, что уложить нас обратно после прохождения пика украинского кризиса будет очень непросто. Если что, взлетевшие до небес рейтинги власти упадут так же стремительно, коли мы почувствуем, что нас опять использовали для прикрытия в отдельно взятой ситуации. Раз почуяв собственную силу, расставаться с этими ощущениями граждане добровольно не любят.

Предположу, что «усыплять» нас пока никто не собирается. А это значит, что и будили нас не только с прицелом на крымскую кампанию, и наша поддержка ещё будет необходима. Возможно, даже в большей степени, чем теперь.

Вернёмся к треску однополярного миропорядка, временно сковавшего реку истории лет двадцать назад. В силу множества причин, неоднократно проанализированных, он на наших глазах распадается и льдины приходят в движение.

Мы видим, что старые правила международной игры уже не действуют. Но в тоже время новые ещё не определены. Действительно, новый порядок не может появиться на месте старого сиюминутно – между ними всегда располагается период анархии. Вот к этой анархии, схожей по своей разрушительной силе с весенним поводком, мы и приближаемся. Речь идёт о хаосе всеобъемлющего масштаба, и он проверит на стойкость все государства и народы. Одну из первых его волн мы, собственно, наблюдаем на примере братской Украины, но это лишь начало.

В период таких волнений каждому приходится искать новые точки опоры, новые ориентиры. Российская власть обращается к собственному народу, потому что больше просто не к кому. Ненадёжность Запада в качестве гаранта чего бы то ни было так очевидна, что даже российская элита единодушно принимает новые правила, спеша смыть с себя звёздно-полосатый камуфляж и перекраситься в триколор. Не от того, что она вся такая патриотичная, а потому что имеет чуткое и развитое обоняние.

Смена миропорядка, приближение периода анархии, время новых вызовов и возможностей – вот причина, по которой власть агитирует нас и хочет поддержки. Это не значит, что отныне она будет потакать нашим представлениям о прекрасном и теперь мы заживём богато и счастливо. Нет, напротив, анархия ударит и по нам. Именно поэтому нас спешат идеологически зарядить: впереди много дурных новостей. Половодье принесёт с собой много бед и слабых сметёт с лица земли. Но и оставшимся предстоит много тяжёлой работы – расчищать, возделывать, отстраивать, своими руками сооружать новый миропорядок.

Но греет мысль о том, что это всё-таки весна.


 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 14).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА