На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза

_________________

На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза

 
Об автомобилях, разработанных и произведенных во времена СССР, сегодня принято вспоминать с легкой иронией и высокомерием - мол, машины сильно отставали в техническом плане от западных аналогов, но люди на них ездили, так как особых альтернатив не было.

Да, такое мнение можно считать верным - во многом так все и было. Однако были и исключения - некоторые советские автомобили считались передовыми не только "у себя дома", но и на экспортных западных рынках. Портал Delfi представляет обзор лучших автомобилей СССР по версии издания Motor.ru. За эти машины не приходилось краснеть тогда, не приходится и сейчас.

Героическая "трехтонка"

ru.wikipedia.org
Foto: ru.wikipedia.org

Если поставить знаменитый ЗИС-5 (годы выпуска: 1933-1958) рядом с американским грузовиком Autocar Dispatch SA, в голову сразу лезет привычное: "И этот слизали". Да, ЗИС-5 является копией, но с рядом существенных отличий. Во-первых, американские машинокомплекты, положившие начало грузовику, поставлялись в СССР совершенно легально. А главное, инженеры, создававшие ЗИС-5, сумели заметно упростить и удешевить заокеанскую конструкцию без существенных потерь в потребительских качествах. Именно это и сыграло решающую роль в героической судьбе "трехтонки".

В годы Второй мировой войны ЗИС-5 уже выглядел устаревшим, однако простота и безотказность грузовика сделали его фигурой чуть ли не былинного масштаба. За надежность при самой жестокой эксплуатации ЗИС-5 любили все. Даже немцы, привыкшие к грузовым "Опелям" и "Мерседесам", охотно использовали трофейные "Зисы", искренне восхищаясь неприхотливостью русской техники.

Послевоенная "звезда"

Wikipedia
Foto: Wikipedia

Первая послевоенная легковушка СССР и, возможно, одна из самых знаменитых. Разработка "Победы" началась еще в 1943-м, когда до победы оставалось два года. Это была действительно передовая разработка: один из первых в мире понтонных (то есть с интегрированными в боковины крыльями) кузовов, актуальная несущая силовая структура. Не говоря уже о диковинных для советских машин поворотниках, стеклоочистителях с электроприводом и радиоприемнике в салоне.

Появившийся в 1946-м году, ГАЗ-М20 (выпускался до 1958-го) – современный, красивый и передовой – стал символом советского триумфа в самой кровопролитной из войн. И хотя качество первых экземпляров хромало, "Победа" навсегда осталась в памяти народа легендарным автомобилем.

"Членовоз" для народа

Publicitātes foto
Foto: Publicitātes foto

ГАЗ-13 ЗИМ (1950-1960 гг.) - еще одна знаковая советская машина. ЗИМ уникален хотя бы тем, что это первый в мире шестиместный легковой автомобиль с тремя рядами сидений и несущей конструкцией кузова. Возможно, это звучит так же громко, как "занял первое место в своем классе", но, тем не менее, заслуг машины не умаляет.

Седан длиной пять с половиной метров получился удачным во всех смыслах. У ЗИМа была солидная внешность (с явным вкраплением "кадиллаковских" мотивов), довольно высокий уровень комфорта (печка с подводом воздуха к задним сиденьям, трехдиапазонное радио и завидная плавность хода), а также неожиданная… близость к народу. Дело в том, что ГАЗ-12 стал первым и, как позже выяснится, единственным советским автомобилем высшего класса, который предлагался к продаже в частные руки. Правда, стоил ЗИМ почти в три раза дороже "Победы".

Легендарный "козлик"

На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза
Foto: Wikipedia

Если предшественника "козлика" – армейский ГАЗ-67 – еще можно считать развитием конструкции американского Willys MA/MB, то 69-й – совсем другая тема.

Publicitātes foto
Foto: Publicitātes foto

Разработку легкого выносливого внедорожника под условным, но весьма живописным обозначением "Труженик" начали сразу после войны. Конструктивно машина получилась скорее традиционная – мощная лонжеронная рама, балки-мосты по кругу, великолепные характеристики геометрической проходимости. По долинам и по грязи 69-й ездил ничуть не хуже хваленых "ленд-роверов" и "джипов". Важнее, что "козлик", более чем на половину созданный из узлов и агрегатов других "газонов", вышел простым в обслуживании и феноменально ремонтопригодным. К тому же в свое время ГАЗ-69 активно шел на экспорт. Выпускался этот автомобиль с 1951-го по 1972-й годы.

Деточкин одобряет

Wikipedia
Foto: Wikipedia

С этой машиной все просто. Не любить "Волгу" ГАЗ-21 (1956-1970 гг.) решительно невозможно, хотя никакой сенсацией в автомобильном мире она не стала. По сути, это - основательно переработанная "Победа". "Волга" даже для своего времени была набором стандартных технических решений. Главной инновацией 21-й должна была стать автоматическая коробка передач, которой на ГАЗе планировали оснащать все машины, однако эта идея разбилась о твердь советских реалий. Хорошего масла для "автоматов" в СССР было не сыскать, а специалистов по их ремонту не было и подавно.

Publicitātes foto
Foto: Publicitātes foto

Зато по части харизмы "Волга", нарисованная "газовским" дизайнером Львом Еремеевым, заткнула за пояс и Ford Mainline, на который она походила своими ныне бессмертными обводами, и, конечно, все остальные советские легковушки эпохи. Чего стоит только фигурка оленя на капоте!

Недостижимая мечта

На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза
Foto: Wikipedia

Глупо отрицать, что музой для дизайнеров "Чайки" (среди них был и создатель "Волги" ГАЗ-21 Лев Еремеев) стали заокеанские аналоги. Вернее, один вполне конкретный аналог – невероятно элегантный, но при этом жутко несчастливый Packard Caribbean/Patrician. Машина, ставшая последней в истории знаменитой американской фирмы, без существенных изменений перекочевала на кульманы "газовских" инженеров, после чего стала легендой в СССР.

На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза
Foto: Wikipedia

Американизмами пронизана не только внешность "Чайки". Вместо прогрессивной "зимовской" несущей конструкции ГАЗ-13 получил раму, а рядную шестерку под капотом заменил 5,5-литровый 195-сильный V8, который затем использовался на бронетранcпортере БРДМ-2. Плюс, конечно, "автомат", плюшевые сиденья, гидроусилитель руля и даже электростеклоподъемники.

Красавицу "Чайку" не предлагали к продаже простым смертным. ГАЗ-13, выпускавшийся с 1959 по 1981 гг., стал эксклюзивным транспортом советских чиновников разного калибра.

Лучше "Фольксвагена" и "Рено"

На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза
Foto: Wikipedia

Автомобиль, ознаменовавший собой короткую золотую эпоху АЗЛК. История "Москвичей", начавшаяся с условно-лицензионных версий Opel Kadett, продолжилась более современной, но так похожей на Ford Anglia моделью 403. И только затем на вершину производственной цепочки взгромоздился элегантный, современный и ни у кого в общем-то не "слизанный" 408-й.

Выпуск этого милого седана стартовал в сентябре 1964-го. Достаточно взглянуть на тогдашних европейских одноклассников "Москвича", чтобы сразу проникнуться к машине уважением и симпатией. Кроме шуток, Opel Kadett A, Volkswagen typ 3 или Renault 8 на фоне советского автомобиля смотрелись довольно бледно. И именно 408-й проложил советским легковушкам тропинку на рынки не только Восточной, но и Западной Европы.

На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза
 

Эта модель, как и созданная на ее базе 412-я, успешно продавалась во Франции, Бельгии, Великобритании и в Скандинавских странах. В лучшие годы за границу уплывало свыше 50% всех выпущенных на АЗЛК автомобилей. Жаль, что вся дальнейшая история завода на Волгоградском проспекте в Москве – лишь стремительное движение по наклонной плоскости.

Белорусский гигант

На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза
Foto: Wikipedia

На этом месте, в принципе, мог бы оказаться любой карьерный самосвал Белорусского автозавода. Многотонные исполины поражают воображение даже на фотографиях, а уж увидеть такого гиганта живьем – и вовсе незабываемо.

За полвека предприятие из белорусского местечка Жодино выпустило свыше 130 000 грузовиков-монстров – значительно больше, чем американский Caterpillar, еще один авторитет в области крупногабаритного самосвалостроения.

"Белазы" разбирали престижные призы на международных специализированных выставках еще в советское время, а сегодня завод в Жодино является одним из главных добытчиков иностранной валюты для Белоруссии, выпуская полтора десятка моделей грузоподъемностью от 30 до 450 тонн.

Первый кроссовер в мире

На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза
Foto: Publicitātes foto

Первым в мире компактным комфортабельным вездеходом имеет честь считаться ВАЗ-2121 "Нива". Соединив в едином форм-факторе легковую управляемость и комфорт, отличную проходимость, постоянный полный привод и несущую конструкцию кузова, "Нива" еще в 1970-х показала, какими будут внедорожники следующих 20-30 лет.

Не хотелось бы устраивать хит-парад в хит-параде, но возможно именно ВАЗ-2121 справедливо считать самым удачным советским автомобилем в истории. И годы, не властные над машиной, это лишь подтверждают - "Нива" без существенных изменений производится до сих пор с 1977-го года.

ВАЗ "от Porsche"

На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза
 

Волжскому автозаводу может быть стыдно за ВАЗ-2108 только по одной-единственной причине: на конвейере "восьмерка" во всех ее версиях простояла аж тридцать лет! Слишком много даже для культового автомобиля: сборка ВАЗ-2108 прекратилась лишь в конце 2013 года.

Вообще же оригинальная "восьмерка" – прорыв для своего времени. Первая советская переднеприводная машина для начала 1980-х – это вызов общественным устоям. Смелый агрессивный дизайн, нетрадиционный для СССР двухобъемный кузов типа хэтчбек, а главное – инженерия высокой пробы. То, что в создании автомобиля принимали участие специалисты Porsche – отнюдь не красивая сказочка маркетингового отдела. В музейных запасниках немецкой фирмы хранится одна из первых серийных "восьмерок" (бежевый колер, коричневый салон): как свидетельство сопричастности к рождению ВАЗ-2108.

На них равнялись на Западе: лучшие автомобили Советского Союза
 

С 1984 года "АвтоВАЗ" сумел продать более 5,2 миллиона экземпляров "восьмерок". Из них 70 процентов пришлось на машины первого поколения. Автомобили продавались не только в России, но и на экспортных рынках - в том числе, и в Северной Америке. А в девяностых сборку особой версии пятидверки - "девятки" - наладили даже в Финляндии на заводе Valmet.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 13).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА