Всеволод Чаплин: Запад становится все более маргинальным (ВВС)

_________________

Всеволод Чаплин


Зимние Олимпийские игры в Сочи, до которых остается меньше месяца, пройдут на фоне неутихающих споров по поводу закона о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних", который был принят в 2012 году.

Правозащитники и ЛГБТ-активисты критикуют этот шаг российских властей, считая, что он направлен не на защиту детей, а на ущемление прав представителей сексуальных меньшинств. Многие геи, как атлеты, так и болельщики, выражают опасение, что приехав в Россию на Олимпиаду, попадут под действие закона.

Кремль уверяет, что закон не ущемляет права гомосексуалистов и не повлияет на проведение Игр. Ранее Международный олимпийский комитет заявил, что запрет не нарушает олимпийскую хартию.


В понедельник 27 лауреатов Нобелевской премии даже Нажать написали открытое письмо российскому президенту Владимиру Путину с требованием отменить закон. Официальные лица пока никак не отреагировали на обращение ученых.

В преддверии сочинской Олимпиады корреспондент Би-би-си Стив Розенберг затронул тему сексуальных меньшинств в России в беседе с главой синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным.

Би-би-си: Реакция Запада на принятие в России закона, ограничивающего распространение информации о гомосексуальности, была весьма негативной. Некоторые правозащитные группы даже призывали бойкотировать Олимпиаду в Сочи, - чего, впрочем, не случилось - но некоторые участники Игр, как ожидается, выступят в защиту прав сексуальных меньшинств во время Олимпиады. Как вы воспринимаете такую реакцию Запада?

Всеволод Чаплин: Конечно, люди могут выражать свое мнение. Но я глубоко убежден, что такая реакция нетипична для большинства населения Земли. Я глубоко убежден, что западные элиты и люди, которые называют себя лидерами западного общественного мнения, становятся все более маргинальной группой, которая не отражает вектор развития мирового сообщества.

Думаю, что у большинства населения Земли есть тенденция к пониманию, что существуют вечные неизменные этические ценности, которые должны находить свое отражение не только в публичных дискурсах, но и в законах.

Многие люди абсолютно не приемлют гомосексуальные отношения. Конечно, может быть много споров по поводу того, нужно ли регулировать эту сферу на законодательном или только на этическом уровне, но все больше и больше людей считают: устанавливать, что допустимо, а что недопустимо в личных отношениях, должно и общество, и государство.

Довольно странно слышать, когда некоторые говорят, что церковь, как и общественные организации, общественное мнение не должна вмешиваться в личную жизнь людей. Я глубоко убежден, что мы можем и должны проводить различия между тем, что хорошо, а что плохо в личной жизни, учитывая, что личные отношения - и особенно, пропаганда некоторых форм личных отношений - серьезно влияют на состояние всего общества, особенно на общественную нравственность.


Би-би-си: Согласны ли вы, что такая позиция РПЦ формирует у России плохой имидж на Западе, ведь многие западные политики, правозащитники, сообщества сильно критикуют этот конкретный закон? Даже если вы считаете, что закон правильный, разве он не создает России имиджевые проблемы в преддверии Игр?

В.Ч.: Я думаю, мы даем Западу шанс измениться, настаивая, что Запад и другие страны, цивилизации должны вернуться к вечным этическим ценностям. Конечно, мы ясно слышим шум, который подымают определенные группы влияния на Западе и в других обществах, включая наше.

Но я считаю, сейчас имеется уникальный шанс сказать этим элитным группам, что мы их не боимся, что мы уполномочены нашими законами изменить общество, и единственная возможность для Запада выжить - это услышать, что говорит Бог, что гласят неизменные ценности.

Би-би-си: Российский актер Иван Охлобыстин недавно заявил, что гомосексуализм надо объявить в России вне закона - как это было в Советском Союзе. Поддерживаете ли вы эту идею или идею проведения референдума, на котором россияне решили бы, вводить такой закон или нет?

В.Ч.: Я считаю, что дискуссия должна быть продолжена и что российский народ - единственный орган, который вправе принимать решения в ходе этой дискуссии. Для меня странно, что некоторые люди говорят, мол, пора прекратить дискуссию, никто не вправе даже давать оценку вопросу о введении уголовной ответственности за гомосексуальные отношения. Я думаю, что в любом обществе любая проблема может и должна обсуждаться.

Конечно, есть много способов выяснить мнение российского народа - это могут быть и парламентские дебаты, и плебисцит, и референдум, или даже публичное обсуждение в интернете и масс-медиа. Но я не считаю, что нужно прислушиваться ко всем аргументам.

Известно, что в разных обществах в разные исторические периоды люди давали разные ответы на вопрос - следует ли предотвращать гомосексуализм только с помощью нравственных норм или также с помощью уголовного законодательства. У нас ответ на этот вопрос должен дать только российский народ, а не группы внешнего влияния.


Би-би-си: В состав многих иностранных делегаций на Играх, к примеру, американской делегации, входят люди с открытой гомосексуальной ориентацией. Вы допускаете, что иностранные участники Олимпиады в Сочи - неважно, геи они или нет - имеют право публично говорить о своей сексуальной ориентации, или вы считаете, что на территории России им это делать нельзя?

В.Ч.: Конечно, они могут выражать свое мнение. По нашим законам, по нашим традициям запрещено только напрямую призывать детей и подростков вступать в гомосексуальные сообщества или вести гомосексуальную жизнь.

Думаю, что в Сочи будет особая атмосфера, где в различных местах, тем более на специально выделенных площадках можно будет выразить любое мнение. Мы тоже будем высказывать свои мнения - как в Сочи, так и в СМИ.

Би-би-си: Как, по вашему мнению, изменится Россия после Олимпийских игр?

В.Ч.: Я думаю, Игры помогут России изменить мир, провозгласить о своей поддержке нравственных ценностей и мнения людей, которые говорят о вечных ценностях, о том, что нравственность - это не пункт международных договоров, она неизменна.

Би-би-си: То есть, вы считаете, что Игры - хорошая возможность измениться не для России, а для остального мира. Интересная точка зрения. Многие, с кем я беседовал, думают иначе - они считают, что это шанс сблизить Россию и Запад, и возможно, это шанс для России измениться под влиянием столь многих международных организаций.

В.Ч.: Я думаю, что Запад в этот исторический момент должен измениться, потому что он становится все более и более маргинальным феноменом, неспособным дать ответ на вопрос о собственном будущем, в первую очередь, о самосохранении населения Запада.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.8 (всего голосов: 18).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА