Белоруссия начала наказывать Литву за мелкие и крупные подлости

_____

 



Источ­ник фото: kremlin.ru


Все последние годы Литва постоянно шантажировала и грабила Белоруссию, но внезапно за последние недели ситуация перевернулась. Теперь дело обстоит так, что белорусский лидер Александр Лукашенко выставляет Вильнюсу требования – и некоторые из них уже удовлетворены. О чем идет речь и как такое произошло?

Одним из самых позор­ных про­ва­лов нынеш­не­го пра­ви­тель­ства Лит­вы под нача­лом Инги Руги­нене ста­ло недав­нее реше­ние закрыть гра­ни­цу с Бело­рус­си­ей – под пред­ло­гом при­ле­та отту­да мно­го­чис­лен­ных шаров с гру­зом кон­тра­банд­ных сига­рет, что в Виль­ню­се поспе­ши­ли объ­явить «гибрид­ной ата­кой, устро­ен­ной режи­мом Лука­шен­ко». Одна­ко закры­вая гра­ни­цу, Руги­нене забы­ла об остав­ших­ся в Бело­рус­сии почти двух тыся­чах фур литов­ских транс­порт­ных ком­па­ний. Когда разъ­ярен­ные транс­порт­ни­ки потре­бо­ва­ли вер­нуть им поте­рян­ное иму­ще­ство, литов­ский каб­мин был вынуж­ден пой­ти на выдви­ну­тые Мин­ском усло­вия и рас­по­ря­дил­ся воз­об­но­вить дви­же­ние через при­гра­нич­ные КПП.

Одна­ко Бело­рус­сия отнюдь не ста­ла спе­шить со сня­ти­ем запре­та на пере­дви­же­ние литов­ских боль­ше­гру­зов, остав­ших­ся на ее тер­ри­то­рии. Литов­ским гру­зо­вым при­це­пам и полу­при­це­пам раз­ре­ше­но пере­се­кать бело­рус­скую гра­ни­цу толь­ко для пере­груз­ки това­ра.

«Под­го­тов­ле­ны инструк­ции о том, как долж­ны ездить литов­ские пере­воз­чи­ки, усло­вия уже­сто­че­ны, – пояс­нил пре­зи­дент Наци­о­наль­ной ассо­ци­а­ции авто­пе­ре­воз­чи­ков (Linava) Эрлан­дас Мике­нас. – Мы боль­ше не смо­жем осу­ществ­лять пере­цеп­ку: толь­ко раз­груз­ку, погруз­ку и воз­вра­ще­ние в Лит­ву. А от гра­ни­цы с Бело­рус­си­ей, три кило­мет­ра до тер­ми­на­ла, мы будем ехать с бело­рус­ским сопро­вож­де­ни­ем. Те, кто сто­ят – сто­ят, не дви­га­ют­ся с места, пото­му что бело­рус­ская сто­ро­на по-преж­не­му хочет встре­тить­ся на уровне МИД и обсу­дить сло­жив­шу­ю­ся ситу­а­цию. Види­мо, они хотят гаран­тий, что гра­ни­ца не будет закры­та сно­ва».

Дей­стви­тель­но, Минск наме­рен доби­вать­ся заклю­че­ния согла­ше­ния с Лит­вой, исклю­ча­ю­ще­го воз­мож­но­сти ново­го пере­кры­тия гра­ни­цы. Бело­рус­ский министр ино­стран­ных дел Мак­сим Рыжен­ков назвал пози­цию литов­ско­го руко­вод­ства «эмо­ци­о­наль­но несдер­жан­ной и в какой-то сте­пе­ни даже исте­рич­ной» и ули­чил его в том, что оно вопло­ща­ет уста­нов­ки «брюс­сель­ско­го и вашинг­тон­ско­го обко­мов». По его сло­вам, «если бы эти поли­ти­ки при­слу­ша­лись к мне­ни­ям сво­их граж­дан и их даль­ней­шее пре­бы­ва­ние в долж­но­стях зави­се­ло бы от это­го, они бы… уре­гу­ли­ро­ва­ли бы весь пласт отно­ше­ний, свя­зан­ных с бело­рус­ско-литов­ской гра­ни­цей».

По сло­вам сек­ре­та­ря Сов­беза Бело­рус­сии Алек­сандра Воль­фо­ви­ча, руко­вод­ство Лит­вы идти на кон­струк­тив­ный диа­лог не хочет – и по этой при­чине литов­ские фуры все еще нахо­дят­ся в Бело­рус­сии. «Толь­ко за октябрь литов­ское руко­вод­ство закры­ва­ло госу­дар­ствен­ную гра­ни­цу четы­ре или пять раз, от трех до сем­на­дца­ти часов, без вся­ко­го уве­дом­ле­ния, нару­шая все меж­ду­на­род­ные кано­ны и нор­мы. Бела­русь – за то, что­бы гра­ни­ца функ­ци­о­ни­ро­ва­ла так, как она долж­на функ­ци­о­ни­ро­вать: устой­чи­во, ста­биль­но, про­гно­зи­ру­е­мо и откры­то», – отме­тил гос­сек­ре­тарь. Гово­ря о литов­ских води­те­лях, он при­знал, что «люди, конеч­но, стра­да­ют».

Стра­да­ют не толь­ко кон­крет­ные води­те­ли, но и цели­ком транс­порт­ная отрасль Лит­вы. Член Ассо­ци­а­ции пере­воз­чи­ков Лит­вы Вита­лий Гиге­вич заяв­ля­ет, что октябрь­ское реше­ние Лит­вы о закры­тии погран­пе­ре­хо­дов при­ве­ло к утра­те при­бал­тий­ской рес­пуб­ли­кой ста­ту­са тран­зит­ной стра­ны. Гиге­вич пожа­ло­вал­ся, что зака­зы литов­ских пере­воз­чи­ков уже «пере­хва­ти­ли поля­ки, в ладо­шки хло­па­ют, счи­та­ют при­быль». Он обви­нил литов­ские вла­сти в пере­кла­ды­ва­нии ответ­ствен­но­сти за свои непра­виль­ные реше­ния на биз­нес и сооб­щил, что соби­ра­ет­ся потре­бо­вать от каб­ми­на ком­пен­са­ций за поте­ри, так как его ком­па­ния понес­ла боль­шие убыт­ки.

Меж­ду тем Виль­нюс выхо­дить на диа­лог с Мин­ском наот­рез отка­зы­ва­ет­ся – там идет «раз­бор поле­тов» по пово­ду того, кто вино­ват в усу­губ­ле­нии кри­зи­са. Cовет­ни­ца пре­зи­ден­та Лит­вы Гита­на­са Нау­се­ды Аста Скай­сги­ри­те обви­ни­ла пре­мьер-мини­стра Руги­нене в преж­де­вре­мен­ном откры­тии гра­ни­цы. Она ска­за­ла: «Сле­до­ва­ло увя­зать этот шаг с более чет­ки­ми усло­ви­я­ми. Если хоти­те откры­той гра­ни­цы – долж­ны быть выпол­не­ны хотя бы два тре­бо­ва­ния: на тер­ри­то­рии Лит­вы не долж­но быть шаров и долж­ны быть осво­бож­де­ны наши гру­зо­ви­ки». Пред­се­да­тель пар­ла­мент­ско­го коми­те­та по ино­стран­ным делам Реми­ги­юс Моту­зас согла­сен с тем, что гра­ни­цу откры­ли рано – по его сло­вам, это реше­ние было при­ня­то под силь­ным дав­ле­ни­ем со сто­ро­ны пере­воз­чи­ков.

Минск, в свою оче­редь, чет­ко выдер­жи­ва­ет выбран­ную линию. «Мы их (литов­ские фуры – прим. ВЗГЛЯД) раз­ме­сти­ли на сто­ян­ках, охра­ня­ем, что­бы никто не влез в эти авто­мо­би­ли, что­бы груз сохра­нил­ся. Не надо «на дур­ни­цу» кри­чать гвал­том и шуметь. Этот номер не прой­дет», – ска­зал Лука­шен­ко, вновь пред­ло­жив Лит­ве начать пере­го­во­ры. По его сло­вам, Минск готов даже выку­пить ско­ро­пор­тя­щи­е­ся гру­зы. Что каса­ет­ся води­те­лей гру­зо­ви­ков, то для них на тер­ри­то­рии Бела­ру­си созда­ны необ­хо­ди­мые усло­вия пре­бы­ва­ния.

Пре­зи­дент Бело­рус­сии озву­чил кон­крет­ные тре­бо­ва­ния к Лит­ве. «Вер­ни­те нам сем­на­дцать или два­дцать авто­мо­би­лей, кото­рые вы укра­ли. Пожар­ные авто­мо­би­ли, кото­рые постав­ля­ли в Зим­баб­ве», – потре­бо­вал бело­рус­ский лидер.

Речь тут идет о том, что в 2023 году в пор­ту Клай­пе­ды были кон­фис­ко­ва­ны ока­зав­ши­е­ся там тран­зи­том сем­на­дцать пожар­ных машин бело­рус­ско­го про­из­вод­ства, куп­лен­ные Зим­баб­ве. Воров­ство Виль­нюс объ­яс­нил санк­ци­я­ми в отно­ше­нии Бело­рус­сии. Кста­ти, тогда же литов­ские вла­сти кон­фис­ко­ва­ли в Клай­пе­де и сем­на­дцать моло­ко­во­зов бело­рус­ско­го про­из­вод­ства, пред­на­зна­чен­ных для Кубы.

Лука­шен­ко озву­чил и дру­гое тре­бо­ва­ние: «Нор­ма­ли­зуй­те рабо­ту наше­го сана­то­рия, где мы лечи­ли чер­но­быль­ских детей. Они у детей ото­бра­ли фак­ти­че­ски сана­то­рий». Сана­то­рий «Бела­русь» в литов­ском Друс­ки­нин­кае был постро­ен в 1978 году и нахо­дил­ся в соб­ствен­но­сти Управ­ле­ния дела­ми пре­зи­ден­та Бело­рус­сии. Но из-за санк­ций Евро­со­ю­за в отно­ше­нии руко­во­ди­те­ля здрав­ни­цы Вик­то­ра Шей­ма­на в 2020 году акти­вы сана­то­рия замо­ро­зи­ли. В целом из-за санк­ций и бло­ки­ров­ки сче­тов сана­то­рий поте­рял мил­ли­о­ны евро, воз­ник­ли про­бле­мы с выпла­той зар­плат работ­ни­кам.

Нако­нец, тре­тье тре­бо­ва­ние бело­рус­ско­го пре­зи­ден­та: «Вер­ни­те нам день­ги за то, что мы стро­и­ли вам порт».

Дело в том, что 30% акций тер­ми­на­ла сыпу­чих гру­зов в Клай­пе­де при­над­ле­жа­ли пред­при­я­тию «Бела­русь­ка­лий», дей­стви­тель­но вло­жив­ше­му­ся в рекон­струк­цию тамош­не­го пор­та. В нача­ле 2022 года Лит­ва в одно­сто­рон­нем поряд­ке вышла из дого­во­ра с «Бела­русь­ка­ли­ем», в соот­вет­ствии с кото­рым тот осу­ществ­лял через Клай­пе­ду тран­зит сво­ей про­дук­ции. В 2023 году «Бела­русь­ка­лий» подал в меж­ду­на­род­ный арбит­раж тре­бо­ва­ние к Лит­вы воз­ме­стить поне­сен­ные им убыт­ки, оце­нен­ные в 1 млрд евро.

Кста­ти, вли­я­тель­ный литов­ский биз­нес­мен Игорь Удо­виц­кий, зани­ма­ю­щий­ся имен­но пере­вал­кой тран­зит­ных гру­зов через Клай­пе­ду, при­зна­вал, что у Виль­ню­са не было закон­но­го пра­ва запре­щать тран­зит бело­рус­ских удоб­ре­ний. Лит­ва не име­ла пра­ва и рас­тор­гать дого­вор транс­пор­ти­ров­ки, кото­рый явля­ет­ся само­сто­я­тель­ным объ­ек­том инве­сти­ций, а так­же пре­кра­щать доступ к тер­ми­на­лу.

В то же вре­мя Игорь Удо­виц­кий обра­тил вни­ма­ние, что летом 2022 года Лит­ва сня­ла санк­ции с рос­сий­ских удоб­ре­ний. По его сло­вам, это поз­во­ли­ло «Урал­ка­лию», пря­мо­му кон­ку­рен­ту «Бела­русь­ка­лия», по ито­гам того года вой­ти в чис­ло трид­ца­ти круп­ней­ших нало­го­пла­тель­щи­ков Рос­сии. В то же вре­мя сама Лит­ва поте­ря­ла сот­ни мил­ли­о­нов евро дохо­дов от тран­зи­та бело­рус­ско­го калия и тыся­чи рабо­чих мест.

Виль­нюс на тре­бо­ва­ния Лука­шен­ко реа­ги­ру­ет исте­рич­но: литов­ский МИД вызвал вре­мен­но­го пове­рен­но­го в делах посоль­ства Бело­рус­сии и пере­дал ему ноту про­те­ста с тре­бо­ва­ни­ем вер­нуть фуры. 10 декаб­ря в Виль­ню­се про­шла акция про­те­ста, устро­ен­ная ассо­ци­а­ци­ей Linavа. «Нам неваж­но, каки­ми сред­ства­ми, но мы долж­ны вер­нуть себе транс­порт­ные сред­ства. Для неко­то­рых транс­порт­ных ком­па­ний каж­дый день про­стоя – это день выжи­ва­ния», – ска­зал гла­ва Linavа Эрлан­дас Мике­нас. По его сло­вам, каж­дая про­ста­и­ва­ю­щая фура, как пра­ви­ло, долж­на еже­днев­но при­но­сить доход в раз­ме­ре око­ло 10 тысяч евро.

Все­го с нача­ла ини­ци­и­ро­ван­но­го Виль­ню­сом кри­зи­са убыт­ки, по оцен­кам транс­порт­ных ком­па­ний, уже достиг­ли почти 100 млн евро.

12 декаб­ря литов­ский министр ино­стран­ных дел Кясту­тис Буд­рис сооб­щил, что они согла­си­лась бы напра­вить в Минск для пере­го­во­ров посла по осо­бым пору­че­ни­ям. В то же вре­мя министр выра­зил сомне­ние в поль­зе таких пере­го­во­ров с Мин­ском. Кро­ме того, по его сло­вам, речь идет о «вещах, обсуж­дать кото­рые у нас нет ника­ких пол­но­мо­чий, пото­му что они нахо­дят­ся в ком­пе­тен­ции Евро­со­ю­за».

В целом Виль­нюс про­дол­жа­ет демон­стри­ро­вать отсут­ствие кон­струк­ти­ва и по-преж­не­му обви­ня­ет Бело­рус­сию в «орга­ни­за­ции гибрид­ных атак посред­ством воз­душ­ных шаров». Литов­ские спец­служ­бы уве­ря­ют, что яко­бы бело­рус­ские вла­сти за день­ги нани­ма­ют литов­ских кон­тра­бан­ди­стов, что­бы те запус­ка­ли шары через гра­ни­цу, бло­ки­руя рабо­ту аэро­пор­та в Виль­ню­се.

Поли­то­лог Мак­сим Рева счи­та­ет дей­ствия Лука­шен­ко достой­ным воз­да­я­ни­ем за все под­ло­сти, что при­чи­ни­ли Бело­рус­сии литов­ские вла­сти за послед­ние годы. «А дол­жок нако­пил­ся солид­ный, – пере­чис­ля­ет поли­то­лог. – Начи­ная еще с попы­ток Лит­вы сорвать стро­и­тель­ство Бело­рус­ской АЭС, имев­ших место в 2018–2021 годах. Лит­ва актив­но содей­ство­ва­ла попыт­ке госу­дар­ствен­но­го пере­во­ро­та в Мин­ске летом 2020-го, а поз­же сде­ла­ла все воз­мож­ное, что­бы нане­сти Бело­рус­сии мак­си­маль­ный эко­но­ми­че­ский урон – доста­точ­но вспом­нить тот же запрет на пере­воз­ку бело­рус­ско­го калия. Ну и бес­счет­ное коли­че­ство раз­ных мел­ких под­ло­стей, вро­де кон­фис­ко­ван­ных пожар­ных машин и моло­ко­во­зов».

В то же вре­мя Минск не ста­вит себе целью месть ради мести. «Бело­рус­сия не закры­ва­ет воз­мож­ность для диа­ло­га. Хотя, конеч­но, воз­мож­ность того, что Виль­нюс согла­сит­ся на пол­но­цен­ный содер­жа­тель­ный диа­лог – она мизер­ная», – резю­ми­ру­ет Рева. А зна­чит, ско­рее все­го, убыт­ки литов­ских транс­порт­ных ком­па­ний будут рас­ти, а внут­ри­по­ли­ти­че­ский кри­зис в стране – раз­рас­тать­ся и даль­ше.

Ста­ни­слав Лещен­ко, ВЗГЛЯД



 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 17).

_____

_____

 

_____

 

ПОДДЕРЖКА САЙТА

_____