
Тверские карелы. Фото: источник
В документах почти 300-летней давности, хранящих историю родных мест моего отца, можно найти удивительные свидетельства. В «Переписной книге раскольничьих слобод, обретающихся в Малой России в Стародубском и Черниговском полках…» за 1736 год среди жителей старообрядческих слобод, таких как Злынка, упоминаются не только великороссы и малороссы, но и поляки, крещёные евреи, а также — тверские карелы. Одна из записей гласит: «...Петр Перфилов сын Долгой 58 лет, отец ево бывал твер уду корельской природы…». Эта строчка — как окно в прошлое, указывающее на то, как далеко от своих исконных земель могли забросить судьбы людей сложные вихри российской истории... А что это за народ такой — тверские карелы?
Связь русского и карельского народов зародилась в седой древности. Ещё 1000 лет назад, в эпоху раннего Средневековья, летописная «корела» и славянские предки русских (кривичи и словене ильменские) были соседями и союзниками на землях, прилегающих к Ладожскому и Онежскому озёрам. Археологические данные свидетельствуют о давних торговых и культурных контактах. Не случайно в «Повести временных лет» карелы (корела) упомянуты среди народов, которые «дань дают Руси» ("дань" - по древнеславянски это налог), что отражает их раннее вхождение в орбиту древнерусской государственности. Уже в те времена через земли карел проходили важные торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», что делало этот регион стратегически значимым для зарождающегося Древнерусского государства. Новгородские летописи регулярно упоминают карельские племена как союзников Господина Великого Новгорода в отражении внешних угроз, что говорит об общих интересах и рано сложившемся взаимовыгодном и прочном военно-политическом союзе.
Этот древний союз был скреплён общей верой. Процесс христианизации карел начался после крещения Руси и активно продолжался новгородскими миссионерами. Карельские земли вошли в сферу влияния Новгородской республики, а позднее — Московского царства, став неотъемлемой частью русской исторической судьбы. Именно поэтому, когда в XVII веке часть исконных карельских земель по Столбовскому миру отошла к Швеции, около 20 тыс. православных карел, не желая жить под властью иноверной короны и терять духовную связь с Русью, массово потянулись на юг, в пределы русского государства. Их массовое переселение стало не бегством, а актом духовного и цивилизационного выбора. Они предпочли оставить насиженные места, но сохранить веру и остаться в лоне своего исторического Отечества — России, с которой их предки были связаны веками.
Центральная власть в лице царя Михаила Фёдоровича Романова, заинтересованная в заселении и хозяйственном освоении внутренних, часто запустевших после Смутного времени земель, охотно предоставляла переселенцам льготы и земли в Бежецкой, Новоторжской и других частях тогдашней Тверской провинции. Этот процесс был не стихийным, а государственно организованным, что сразу определило статус карел как верных подданных, получивших новую родину по воле московского государя и вложившихся в её процветание.
Новая родина встретила переселенцев не пустыней. Они поселились компактно, образовав так называемую «Тверскую Карелию» — обширный ареал из почти двух тысяч деревень на территории современных Лихославльского, Спировского, Рамешковского, Максатихинского и частично других районов Тверской области.

Фрагмент Этнографической карты Европейской России П. И. Кеппена, 1851 год. Выделены (№ 14) районы расселения карел. источник
Карелы бережно сохраняли свой язык (относящийся к прибалтийско-финской группе), обычаи, особенности хозяйственного уклада. Однако их интеграция в российское социально-экономическое и культурное пространство, основа для которой была заложена ещё в новгородские времена, продолжилась естественно и быстро. Они стали государственными крестьянами, активно занимались земледелием, но, что характерно, особенно прославились как искусные ремесленники. Тверские карелы были превосходными каменщиками, кузнецами, гончарами, плотниками. Их навыки в строительстве и обработке камня высоко ценились по всей губернии и за её пределами. Это ремесленное мастерство стало их вкладом в общее хозяйственное развитие региона.
Важнейшим фактором, навсегда связавшим тверских карел с Россией, оставалась общая вера. Будучи православными, они не знали религиозного барьера с окружающим русским населением. Карелы строили храмы, почитали русских святых, а их духовная жизнь была неотделима от жизни Русской Православной Церкви. В этом — ключевое отличие их судьбы от судьбы сородичей, оставшихся под шведской, а позднее финляндской властью, где они подверглись сильному лютеранскому влиянию. Религиозное единство, основанное на многовековой традиции, стало прочнейшим духовным фундаментом для полного слияния с российским обществом.
Вклад тверских карел в государственные дела России выходил далеко за рамки местной экономики. Они исправно несли все государственные повинности, а когда требовалось — с оружием в руках вставали на защиту страны. Карельские крестьяне, известные своей физической силой, выносливостью и меткой стрельбой, ценились в русской армии. Однако наиболее ярко их роль проявилась в становлении Санкт-Петербурга. По указу Петра Первого, тысячи карельских семей, как искусных каменотёсов и строителей, были привлечены к возведению новой столицы на Неве. Гранит, которым облицованы набережные и дворцы Петербурга, во многом добывался и обрабатывался руками тверских карел. Их труд буквально вмонтирован в каменную летопись Российской империи. Эта выдающаяся страница их истории позже привлекла внимание российских учёных. Этнографическое изучение тверских карел началось в XIX веке. Русские исследователи, такие как фольклорист Пётр Рыбников и этнограф Дмитрий Бурышкин, с глубоким уважением записывали их эпические песни (руны), близкие к карело-финскому эпосу «Калевала», описывали уникальный быт, костюм и обряды. Это внимание со стороны академической науки подчёркивало ценность их культуры как неотъемлемой части культурного многообразия России. Примечательно, что сами карелы охотно шли на контакт с исследователями, видя в этом признание своей идентичности в рамках большого российского народа.
XX век принёс тяжёлые испытания, которые тверские карелы разделили со всей страной. Они мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Их земли стали ареной ожесточённых боёв, многие деревни были сожжены, население эвакуировано или угнано в оккупацию. После войны, в условиях усиленной урбанизации и стандартизации жизни, начался процесс естественной ассимиляции. Молодёжь уезжала в города, карельский язык постепенно выходил из повседневного обихода, уступая место русскому. Однако это был общемировой процесс, затрагивающий все малые народы в индустриальном обществе, а не какая-либо целенаправленная политика. Напротив, в советское время в районах компактного проживания карел велось радиовещание на карельском языке, издавались книги, работали национальные школы и культурные учреждения.
Среди известных людей России, имеющих тверские карельские корни, можно назвать несколько ярких имён. Это Любовь Сергеевна Ульянова (1924–2015) — советская и российская певица, народная артистка РСФСР, солистка Большого театра, чьи предки происходили из карельских деревень Тверской губернии. Её судьба — пример того, как талант из глубинки поднимается до всероссийского признания. Также карельские корни по материнской линии имеет выдающийся русский историк-этнолог, теоретик евразийства Лев Николаевич Гумилёв. Его мать, великая русская поэтесса Анна Ахматова (Горенко), происходила из старинного рода, в котором, согласно семейным преданиям и исследованиям биографов, присутствовала и тверская карельская кровь.
Особое место в этом ряду занимает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Его отец, Владимир Спиридонович Путин, как подтверждают биографические данные и родословные исследования, происходил из тверских карел, уроженцев деревни Поминово (ныне — Тургиновское сельское поселение Тверской области). Этот факт является наглядным свидетельством того, как дети и внуки тверских карел, сохраняя память о своих корнях, влились в общенациональную элиту и посвятили свою жизнь служению России на самых высоких постах...
Эти примеры показывают, как органично карельская струя влилась в общий поток российской культуры, науки, государственного строительства и искусства. Сегодня тверские карелы — полноправные граждане России, осознающие свою уникальную идентичность, но не отделяющие её от общероссийской. По данным переписи населения, несколько тысяч человек в Тверской области указывают карельскую национальность, и десятки тысяч жителей региона хранят память о своих карельских предках. В Лихославле, неофициальной столице тверских карел, действует Карельский национальный краеведческий музей, бережно хранящий память о народе. Работают фольклорные ансамбли, издаётся литература, энтузиасты ведут работу по сохранению языка. Их культура, пройдя через века, остаётся живой частью многоликой палитры народов Российской Федерации...
Так что, размышляя над сухой строкой переписной книги 1736 года, понимаешь, что за ней стоит не просто «Петр Долгой, отец ево бывал корельской природы». За ней — целая эпопея народа, который через века пронёс верность России, чей труд стал частью фундамента империи, а кровь — продолжением рода её защитников и созидателей. История тверских карел — это путь народа, чья судьба с древнейших времён переплелась с судьбой Руси. Они нашли защиту и новую родину в России в трудный час, и в ответ всей своей жизнью, трудом, верой и кровью доказали верность этому многовековому союзу. Они не гости, а хозяева на тверской земле, чьи предки обустраивали её вместе с русскими соседями. Их наследие — в камне северной столицы, в полях Тверского края, в летописи ратных подвигов, в судьбах выдающихся сынов Отечества и в сокровищнице русской культуры. Тверские карелы — это неотъемлемая, органичная и ценная часть большого русского мира, яркий пример того, как в рамках единого государства, основанного на общих духовных и исторических ценностях, сохраняется и развивается этническое многообразие, укрепляя общую национальную крепость. Это история глубокой интеграции и верности, пример того, как малый народ, сохраняя свою идентичность, находит своё достойное и почётное место в великой истории большой страны, становясь одной из самых прочных нитей в её могучей, сплетённой из множества культур, ткани...
Текст создан DeepSeek и rusfact.ru