Историки самостийной Украины делают вид, будто коренных карпаторусов никогда не существовало, а были исключительно «щирi украïнцi». Карпаторусскую идею такие историки изображают как нечто чужое, случайное и маргинальное. Но это ложь. До появления украинской региональной идентичности, то есть приблизительно до конца XIX века, карпаторусами считало себя все население Западной Украины и Западной Белоруссии. Украинцы появились потом – как плод политического совокупления польских, австрийских, германских захватчиков с местной «пятой колонной», ради личных благ вступившей в союз с врагами Русского мира.
Украинский национализм люто ненавидит карпаторусизм. Это и понятно: первый представляет собой полную нравственную противоположность второго. Украинские националисты прислуживали австрийским и германским оккупантам в 1914 и 1941 гг., карпаторусы с оккупантами боролись. Украинские националисты молятся чучелу Бандеры, карпаторусы – жертва бандеровщины (в 1940‑х банды ОУН-УПА* устраивали карательные акции в карпаторусских деревнях). Украинские националисты убивали женщин и детей (резня поляков на Волыни в 1943 г.), карпаторусы гнусных преступлений не совершали. Порочный всегда ненавидит праведного.
Есть смысл продолжить сравнение современной идеологии самостийного украинства с карпаторусской идеей в контексте СВО.
Украинство стремилось к вражде с Россией, карпаторусы – к единству с ней.
Самостийное украинство в лице практически всех президентов Украины, начиная с Кравчука и заканчивая сегодняшним Зеленским, целенаправленно вело Украину к противостоянию с Россией. В очередной раз украинство выступило прислугой Запада, только в этот раз Запад – это не Германская империя кайзера Вильгельма, не Речь Посполитая диктатора Пилсудского и не Третий рейх фюрера Адольфа Гитлера, а блок НАТО, куда входят скопом политические последыши и Вильгельма, и Пилсудского, и Гитлера.
Карпаторусы, будучи отъяты чужими границами от России, стремились к слиянию с нею, что автоматически делало невозможным появление русофобии в карпаторусской среде. Отсутствие русофобии для Украины означает мир, ее присутствие – неизбежные страдания.
С 2006 г. в России действует государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Самостийная Украина приняла запуск программы в штыки, дабы помешать переезду сограждан в Россию. В конце XIX в. львовский драматург и священник Иван Наумович инициировал план массового переселения жителей Галиции в Россию, потому что «…Русь Галицкая, Угорская, Киевская, Московская, Тобольская и пр. с точки зрения этнографической, исторической, языковой, литературной, обрядовой – это одна и та же Русь». К сожалению, смерть Наумовича в 1891 г. помешала его плану.
Украинство финансирует фашизм, карпаторусы финансировали Красную армию.
Зарубежное украинство ведет сбор средств для украинского войска, ведущего свою моральную родословную от украинских полицаев в годы гитлеровской оккупации.
Карпато-русские общества за рубежом в годы Великой Отечественной войны единогласно переименовались в Карпато-русское общество по борьбе с фашизмом, чтобы подчеркнуть антифашистский характер своей деятельности. По стране прокатилась кампания по сбору денег на покупку обуви для советских солдат (было закуплено 2 тыс. пар обуви), медикаментов для госпиталей и Фонда помощи украинским военным сиротам (сбор продолжался до 1947 г.). Не оставались в стороне карпаторусы в США. Местное Общество русских братств распространяло фронтовые сводки, призывало своих представителей вступать в американскую армию.
Если бы в Канаде и США сегодня существовали такие общества, они бы собирали средства на нужды СВО, а их представители воевали бы в составе российской армии, как антифашистской силы, против украинского войска – идеологического наследника вермахта.
Украинство ненавидит 9 Мая, для карпаторусов это был праздник Великой Победы.
Украинские самостийники налаживали дружеские контакты с итальянскими фашистами и хорватскими усташами (для этого в конце 1930‑х в Европу ездил автор военной доктрины украинского национализма Михаил Колодзинский). Карпаторусы в это время вступали в добровольческий канадский батальон им. Макензи-Папине для участия в гражданской войне в Испании против испанских фашистов и их немецких и итальянских союзников. После разгрома фашизма в 1945 г. самостийное украинство по-тараканьи пряталось по щелям. Карпаторусы праздновали Великую Победу вместе с советским народом.
Теперешнее украинство согласно на оккупацию своей земли натовцами, карпаторусы всегда боролись против иностранных захватчиков.
Украинские самостийники всегда ищут себе хозяина. В зависимости от политической конъюнктуры их хозяином бывали поочередно Польша, Австро-Венгрия, Чехословакия, Германия, США, ЕС. Зеленский обсуждает вопрос размещения хозяев на Украине под видом «коалиции желающих». Хозяева придут с оружием в руках, чтобы как и в прошлые века не дать объединиться триединому русскому народу.
Карпаторусы всегда видели в России самодостаточный субъект международных отношений и считали Малую Русь (Украину) и Карпатскую Русь, как ее осколок, частью Русского мира. Россию они называли Державной Русью, отторгнутые малорусские (карпаторусские) земли – Подъяремной Русью (то есть оккупированной Западом).
Современная Украина – это Подъяремная Русь XXI в. СВО – война за ее освобождение.
*организация запрещена в РФ
Владислав Гулевич, «Одна Родина»