Лондон Си-Эн-Эн —
Мойя О'Салливан заглянула в свои шкафы и увидела проблему: ее сливочный сыр, зубная паста, ополаскиватель для рта, виски и безалкогольные напитки были все американскими. Их пришлось убрать.
«Я больше не покупаю сыр Филадельфия (сливочный)», — говорит О'Салливан CNN. «И никаких больше Oreo». Oral-B и Listerine заменены в ее шкафу в ванной, а Jack Daniel's и Coca-Cola изгнаны из ее бара с напитками.
29-летняя О'Салливан преподает историю и английский язык ученикам в Килкенни, на юге Ирландии. Но, изменив свой список покупок, она надеется проучить 77 миллионов американцев, которые проголосовали за избрание президента Дональда Трампа на второй срок.
«Мне очень жаль видеть, что половина Америки выбрала (Трампа)», — говорит она.
Переходя на голос, который чаще можно услышать в классе, она добавляет: «Американцы не усвоили урок в первый раз. К сожалению, для них должны быть последствия».
По мере того, как торговая война администрации Трампа с Европейским союзом усиливается, волна ответного экономического национализма распространяется по всей Европе; и О'Салливан является частью небольшой, но преданной своему делу группы, надеющейся навредить Соединенным Штатам с помощью своих кошельков.
Трамп заявил, что со 2 апреля будет объявлено о введении ряда новых тарифов на товары, поступающие в США со всего мира, в рамках его пакета взаимных тарифов. ЕС готов принять собственные контрмеры , включая более высокие тарифы на американский виски, мотоциклы, пиво, птицу, говядину и такие продукты, как соевые бобы, помидоры и малина.
Но протестовать против администрации Трампа в Европе стало сложнее, чем восемь лет назад. Лидеры Европы приложили немало усилий, чтобы наладить отношения с Трампом, желая избежать бремени его тарифного режима или направить его к приемлемым результатам на Украине и в секторе Газа. И в воздухе витает усталость. «Многие люди просто немного устали на этот раз», — признает О'Салливан.
«Когда (выборы Трампа) произошли в первый раз, люди были возмущены и думали, что смогут дать отпор и победить», — говорит Зои Гарднер, представитель британской протестной группы Stop Trump Coalition. Теперь «люди чувствуют себя гораздо более подавленными», — говорит она CNN. «Люди чувствуют себя менее уверенными в своей способности противостоять этому».
Джеймс Блэкледж, 33-летний почтальон из Бристоля, Англия, тоже пожертвовал. Как и О'Салливан, он обратился к местной альтернативе Филадельфии, пусть и более дорогой. «Я немного фанат майонеза», — признается он, но перестал покупать Hellmann's и начал готовить свой собственный: «У меня есть небольшой блендер, его довольно легко приготовить».
«Я время от времени покупал кофе в McDonald's, чего я больше не делаю», — добавляет он. Пиво Sierra Nevada тоже вылетело в трубу. И он не одинок. «Многие мои друзья, которым я об этом говорил, говорят, что делают это уже какое-то время», — говорит он. «Они уже перестали (покупать американские продукты), когда Трамп был избран».
О'Салливан и Блэкледж не кричат в пустоту; их гнев разделяют многие на досках объявлений и форумах, и оба обмениваются в сети идеями о том, как донести свою точку зрения.
И жажда дать отпор американским корпорациям очевидна. Крупнейший ритейлер Дании Salling Group в начале этого месяца ввел черные наклейки в форме звезд на этикетках супермаркетов, которые указывают, был ли продукт произведен в Европе. Угрозы Трампа аннексировать Гренландию , которая является автономной территорией Дании, особенно разозлили датчан.
«Недавно мы получили ряд запросов от клиентов, которые хотят покупать продукты питания европейских брендов», — написал в LinkedIn генеральный директор Salling Group Андерс Хаг. «На полках наших магазинов по-прежнему будут представлены бренды со всего мира, и выбор всегда будет за покупателями».
Шведская группа в Facebook, призывающая людей бойкотировать американские товары, насчитывает 81 000 участников; датский аналог насчитывает 90 000. Каждый час люди спрашивают, связаны ли их собачий корм, газировка, сыр или шоколад с США, и ищут альтернативы.
Администрации Трампа еще слишком рано говорить о том, повлияют ли эти усилия на экспорт американских основных продуктов в Европу. Ранние экономические протесты по всей Европе носят ситуативный характер и не охватили значительную часть населения, но надвигающаяся угроза новых тарифов укрепила решимость некоторых групп и организаций покупать товары, произведенные в ЕС, а не американские.
Предыдущие, более масштабные экономические бойкоты в Европе, как и недавние кампании по избеганию компаний, связанных с Россией и Израилем после их наступлений на Украине и в секторе Газа, привлекли добровольных последователей и, как утверждается, успешно побудили некоторые компании разорвать связи с этими странами, однако оценить их экономические последствия сложно.
«Международные конфликты часто провоцируют призывы к бойкоту, направленные против иностранного противника, но то, действительно ли потребители принимают в них участие, остается загадкой», — написали исследователи из Университета Вирджинии в исследовании 2016 года . Их работа действительно показала, что в США потребители «сократили покупки товаров в супермаркетах с французскими названиями» после спора между Вашингтоном и Парижем по поводу войны в Ираке.
Другое исследование , в котором анализировались движения бойкота в США в период с 1990 по 2005 год, показало, что эти усилия могут повлиять на репутацию компаний, даже если они не наносят ущерба их прибыли.
Но независимо от того, приживется ли это или нет, О'Салливана не смущает, когда речь заходит о Трампе. «Мы голосуем нашими деньгами... Даже если это не имеет значения, я просто не хочу, чтобы мои деньги шли на поддержку его экономики».
Трамп остается в целом непопулярен в Европе, и опросы показывают, что его победа на выборах навредила настроениям континента по отношению к Америке. Но огромные демонстрации, которыми приветствовали президента во время его поездок на континент в его первый срок, сменились разрозненными протестами, которые больше заметны в кухонных шкафах, чем на городских тротуарах.
В Лондоне накануне визита президента в 2018 году прошла масштабная демонстрация . По словам организаторов, на ней собралось около 250 000 человек, а в небе над головой парил оранжевый воздушный шар «Малыш Трамп» высотой 20 футов , изображающий президента, сжимающего в руках мобильный телефон и одетого в гигантский подгузник.
«Я не знаю, будут ли на этот раз такие же цифры в результате одного мероприятия», — признает Гарднер из коалиции «Остановим Трампа», которая организовала тот протест и реорганизовалась после переизбрания Трампа, чтобы направлять британскую оппозицию администрации.
Вместо этого демонстранты пытаются проявить креативность. Протесты были организованы возле выставочных залов Tesla в Великобритании, чтобы выступить против участия владельца Илона Маска в управлении. Но на одно мероприятие в субботу в Лидсе, на севере Англии, пришло менее 20 человек, согласно фотографиям, опубликованным организаторами, что иллюстрирует борьбу за мобилизацию британцев во время второго срока Трампа.
Продажи Tesla в Европе снизились с тех пор, как Трамп пришел к власти: по данным аналитической компании JATO , в январе Tesla зарегистрировала всего 9913 новых автомобилей по всему континенту, что меньше, чем 18 121 единица в январе прошлого года. Хотя группа отметила, что предстоящий выпуск обновленной Model Y, вероятно, будет способствовать росту продаж.
Трамп вскоре должен посетить Великобританию со вторым государственным визитом; на этот раз приглашение от короля Карла III было с радостью представлено премьер-министром Великобритании Киром Стармером в Белом доме и было встречено на родине молчаливым согласием.
Но вспышки в Вашингтоне пробуждают гнев в Европе. «Эта встреча (с Владимиром Зеленским) в Овальном кабинете была настоящей вспышкой отвращения, и люди чувствовали, что им нужно что-то сделать», — отмечает Гарднер, который говорит, что яростная тирада Трампа против украинского президента спровоцировала всплеск электронных писем и звонков в антитрамповскую группу.
На следующий день праворадикальный таблоид Daily Mail поместил на первой полосе призыв «Остановить государственный визит «задиры» Трампа» — неожиданный призыв к объединению для газеты, которая более благосклонно относится к его политике, чем большинство британских изданий.
Гарднер поддержала экономические бойкоты товаров из США и говорит, что больше не делает покупки на Amazon, хотя она признала, что организует протесты с другими активистами антитрамповского движения в WhatsApp, приложении для обмена сообщениями, принадлежащем американскому технологическому гиганту Meta. «В этом есть противоречия, но это не значит, что это не стоит делать», — говорит она.
И есть еще один инструмент, который всегда доступен критикам Трампа на континенте: провокация. «Верните нам Статую Свободы», — заявил Рафаэль Глюксман, французский депутат Европейского парламента, представляющий небольшую левую партию Place Publique, во время митинга в выходные. «Это был наш подарок вам. Но, судя по всему, вы ее презираете».
«Никто, конечно, не придет и не украдет Статую Свободы. Статуя ваша. Но то, что она олицетворяет, принадлежит всем», — сказал он позже в X. «И если свободный мир больше не интересует ваше правительство, то мы подхватим эстафету, здесь, в Европе».
Использованные источники:
‘The Americans didn’t learn their lesson’: Meet the Europeans boycotting US goods | CNN