Безоговорочным лидером социального неравенства в Российской Федерации является Чеченская Республика, в то время как Белгородская область по этому показателю можно назвать образцом даже по лучшим европейским стандартам. Где-то между ними располагается Москва, где, как выяснилось, разница в зарплатах по мировым меркам (в частности, США) не такая уж и большая. К тому же в российских регионах, как выяснилось, это неравенство с годами медленно сокращается. Эти факты приведены в масштабном исследовании агентства РИА «Рейтинг», посвящённом социальному неравенству в субъектах РФ.

Об исследовании

Сразу надо сказать, что в качестве показателя зарплатных различий (именно зарплатных, а не доходных) использовался коэффициент Джини — один из самых популярных статистических показателей, наиболее корректно определяющий уровень социального расслоения в обществе. Он изменяется в диапазоне от 0% до 100%, где 0% в данном случае — это полное равенство зарплаты. Чем ближе коэффициент к 100%, тем разрыв, соответственно, больше.

В качестве показателя зарплаты использовалось её медианное значение, а не среднее, отражающее именно благосостояние среднестатистического работника. Медиана менее подвержена искажению из-за очень больших или очень маленьких значений в ряде данных.

К примеру, средняя зарплата по России в апреле 2013 года была на уровне почти 29 тыс. рублей, а медианная — чуть более 21 тыс. рублей.

Неравенство зарплат в России — примерно как в Японии

Лидером по социальному равенству среди российских регионов стала Белгородская область. Показатель социальных различий (т.н. индекс Джини) здесь равен около 29%, что даже ниже, чем в таких «странах благосостояния», как Нидерланды или Канада. Исследователи отмечают, что уровень неравенства зарплат в Белгородской области в целом находится на типичном европейском уровне. Однако пока отстаёт от показателей Германии или Франции (на уровне 25%).

Любопытно, что высокий показатель Джини наблюдается одновременно и в богатых, и в бедных регионах. Самый высокий уровень зарплатного неравенства зафиксирован в Чеченской Республике (40,1%), Дагестане (38,6%), республике Тыва (38,5%), а также в Москве (39,3%). При этом, как поясняют аналитики, наблюдаемое в этих регионах высокое неравенство зарплат по мировым меркам вовсе не так уж высоко. В качестве примера приводится США, где значение коэффициента Джини примерно такое же или даже немного выше.

Если говорить в целом по России, то социальный разрыв по зарплатам здесь находится примерно на уровне Японии или Португалии.

«Так что тот факт, что ситуация с неравенством доходов в России подошла к уровню некоторых развитых стран — как, например, США, — говорит о том, что мы в этом плане постепенно выходим на цивилизованный уровень. Скажем, в ЮАР, являющейся партнёром России по БРИКС, ситуация на порядок сложнее», ― отметил в разговоре с агентством «Прайм» член Комитета Госдумы по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Игошин.

Неравенство в России сокращается

В России почти 13% населения зарабатывает в месяц менее 9 тыс. рублей, а 4,7% существенно больше — 75 тыс. рублей в месяц. От региона к региону картина сильно разнится.

Регионы, где отмечен довольно высокий уровень медианной зарплаты, своему среднестатистическому работнику могут предложить 50–53 тыс. рублей в месяц. В 10 субъектах РФ больше половины людей зарабатывают свыше 30 тыс. рублей в месяц, а в 15 регионах зарплата среднестатистического работника менее 15 тыс. рублей.

В шести регионах страны (кавказские республики и Калмыкия) каждый третий получает в месяц менее 9 тыс. рублей. Характерно, что именно в этих республиках плохие показатели имеет малый бизнес.

Зато почти каждый третий житель Ямало-Ненецкого автономного округа получает свыше 75 тыс. рублей в месяц. В Ненецком автономном округе и Чукотском автономном округе доля людей, получающих свыше 75 тыс. рублей, составляет 25% населения.

Всего в России 11 субъектов, в которых более чем 10% работников могут похвастаться по-настоящему высокой зарплатой, — это Москва и богатые природными ресурсами северные регионы.

Понятно, что разрыв между зарплатами в регионах России остаётся крайне большим, однако нельзя не отметить тот факт, что положительная тенденция есть, хоть и невысокая. За последние 13 лет разрыв сократился на 1,5%.

Социальное равенство: решают безработица и малый бизнес

Результаты исследования показали связь между количеством низкооплачиваемых работников и развитием малого бизнеса. В регионах, где малый бизнес достаточно хорошо развит, число получающих очень низкую зарплату меньше. Правда, и «олигархов» там почти нет. Как поясняют аналитики, это говорит о том, что малый бизнес успешно сокращает бедность, но не сулит больших богатств.

«Это действительно помогает снизить расслоение, кроме того, увеличиваются доходы от предпринимательской деятельности, — отмечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Малый бизнес не «жирует», но в целом доход получается выше». Он напомнил, что именно поэтому многие страны и ставят своей целью развитие малого бизнеса, поскольку это помогает и увеличить доходы населения, и снизить градус социальных проблем. «У нас не столь велика доля малого бизнеса, но в тех регионах, где представлен малый бизнес, там и с доходами ситуация чуть лучше», добавил он.

Стоит отметить, что зарплатный коэффициент Джини в целом по стране заметно ниже коэффициента, рассчитанного для доходов. Это объясняется тем, что доходы очень богатых людей складываются преимущественно за счёт дивидендов, средств, получаемых от владения собственностью, и прочего. Их зарплата в этом смысле ― что капля в море.

Исследование также показало, что между неравенством и уровнем безработицы есть тесная взаимосвязь. «Чем выше безработица в регионе тем выше неравенство зарплат», — отмечают аналитики. И объясняют это тем, что в регионах, где процветает безработица, многие люди, находящиеся в поисках работы, практически не верят в свои шансы найти место с достойной оплатой труда. Поэтому в итоге соглашаются практически на любой низкооплачиваемый труд.

Николай Харитонов, председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, кандидат экономических наук, в беседе с «Однако» подчеркнул взаимосвязь роста социального расслоения от развития реального сектора экономики:

— Средняя зарплата растёт там, где работает реальный сектор экономики. Поэтому результаты Белгородской области не вызывают удивления — усилиями губернатора Савченко регион уже превзошёл советские показатели по производству животноводческих продуктов, мяса птицы и другим отраслям сельского хозяйства. Это единственный регион, где земля взята в собственность государства в начале 90-х годов и сдаётся в аренду тем, кто может и умеет использовать её по назначению. Там великолепное производство продукции, хорошо налажена реализация, поэтому и зарплаты людям платятся, и нет такого социального расслоения.

Всё зависит от профессионализма управленца, развития реального сектора и в некоторых случаях, к сожалению, от объёма дотаций федерального центра.