Источник фото: dzen.ru
Государство погрузилось в кошмар уличных перестрелок, взрывов, убийств и ограблений. Кошмар ситуации заключается в том, что арабские банды растят себе «достойную» смену – в стране всё чаще происходят убийства, совершаемые несовершеннолетними подростками, нанимаемыми в качестве киллеров.
Коренные шведы потрясены тем, как быстро провалилась в ад их страна, когда-то тихая, спокойная и благополучная. Теперь в некоторых шведских городах небезопасно почти так же, как и в горячих точках Ближнего Востока. Таковой оказалась расплата за почти декаду «толерантности» – ведь начиная с 2015 года и почти до последнего времени, когда гайки стали немного закручивать, в страну практически бесконтрольно ввозили толпы мигрантов. Пришельцы освоились на новом месте и возомнили, что они «волки», а шведы – «овцы».
Швецию окутала аура коллективного страха: люди всё больше боятся выходить на улицы, особенно по вечерам. Шведский телеканал SVT пообщался по этому поводу с некоторыми жителями. «Я избегаю посещать магазин поздно вечером. Если уж приходится выходить в такое время, я стараюсь, чтобы рядом был кто-нибудь близкий, шёл со мной», – откровенничает 24-летняя Сага. Её понять можно, ибо именно юные девушки наиболее беззащитны перед грабителями и насильниками. Сегодня почти каждая вторая шведка в возрасте от 16 до 19 лет чувствует себя на улице неуверенно. Однако чувство боязни всё сильнее ощущают и мужчины – особенно в группе от 45-ти до 54 лет. «Иногда, когда я возвращаюсь с работы домой ночью, то вокруг кружат полицейские вертолеты, и ты не знаешь, что происходит», – жалуется 35-летний Эрик.
Недавно британский новостной канал Sky News выпустил большой репортаж, посвящённый шведской организованной преступности. Британский репортёр пообщался на автостоянке в пригороде Уппсалы с молодым «тожешведом» по имени Адам, влившимся в преступный мир в возрасте девяти лет. Тот откровенно рассказал журналисту, сколько денег в Швеции можно «поднять», выполняя заказы на убийство или увечье. «Если вы подстрелите кого-нибудь в ногу, то получите 50 000 крон (450 000 рублей – авт). Раньше за убийство предлагали миллион крон (примерно 9 млн рублей – авт.), но сейчас цены сильно упали – очень много желающих подзаработать таким образом. Сам я не беспокоюсь о своей безопасности, потому что уничтожил почти всех своих врагов. Я уже совершил много преступлений и несколько раз сидел в тюрьме. Видел в жизни много дерьма. Я видел, как людей убивали. Я видел, как они умирали, получали увечья, как их матери плакали в отчаянии».
Адам сообщил, что за последнее время «заработал» около двух «кроликов» (около 2 млн крон). Он признаёт, что его работа связана с рисками – так, недавно они с сообщниками расправились с членами конкурирующей банды, вторгшейся на их территорию. «Мои мальчики были там и поймали их. Я знаю, кто стоит за этим и теперь с ними покончено. Их здесь больше нет», – говорит Адам. Он смирился с тем, что так и умрёт преступником. «Лично я никогда не уйду. Я не вижу себя без банды – там я в семье», – говорит он. Потом тот же английский журналист поговорил с высокопоставленным сотрудником шведской полиции Яле Поляревиусом. Тот показал британцу размещённое в социальных сетях объявление о «работе»: предлагается за относительно небольшую сумму в 60 000 крон (около полумиллиона рублей) пойти в определённое место и убить определенного человека в кепке Gucci (традиционный предмет одежды для членов банд в Швеции).
Шведские эксперты призывают граждан не унывать – дескать, несмотря на то, что за последнее десятилетие в стране увеличился процент убийств на 100 000 жителей, зато снизился процент уличных нападений, грабежей и изнасилований.
Согласно официальной статистике, за период с 2013-го по 2023-й гг. убийства в Швеции получили прирост в +53%. В то же время зарегистрированных на открытом воздухе нападений, изнасилований и попыток к ним стало меньше на 27%. Количество уличных грабежей снизилось на 39%. Эта статистика означает одно: шведская преступность – от хаотической, неупорядоченной – всё больше переходит к организованной, в частности, к наркоторговле. А рост числа убийств связан с тем, что банды агрессивно делят территорию, которой всё равно не хватает, и они вынуждены приступить к освоению соседних стран.
Это лето выдалось в Швеции особенно суровым в плане уличного бандитизма – преступники ведут себя максимально нагло. Например, СМИ написали о том, как 22 июля некто, одетый во всё чёрное, швырнул гранату в один из магазинов в микрорайоне Генета (в стокгольмском пригороде Сёдертелье). Несколько случайных прохожих, оказавшихся на беду рядом, получили ранения, причём одну пострадавшую женщину пришлось доставлять в больницу вертолётом – для неё счёт времени пошёл на минуты. Не успел обыватель отнегодовать, как на следующий день практически на том же самом месте мужчина получил огнестрельное ранение.
Подобные случаи происходят очень часто – и всякий раз шведы вспоминают, что нынешний премьер-министр Ульф Кристерссон был выдвинут коалицией, победившей два года назад на парламентских выборах благодаря обещанию обуздать преступность. Но пока что статистика утешает не особенно.
Только в этом, далеко ещё не окончившемся году, в Швеции уже произошло свыше полутораста случаев уличной стрельбы, в результате которых погибло 20 человек и 26 получили ранения. В 2023 году в стране было зарегистрировано 53 случая смерти от огнестрельного оружия. В 2022-м таких убийств было 62. Для страны с населением в 10 млн человек – это слишком…
Политика правительства Кристерссона по борьбе с уголовщиной включает в себя ужесточение наказаний за преступления с применением огнестрельного оружия – в последнее время за такое стали выносить приговоры вплоть до пожизненного. Однако, пожалуй, самой заметной инициативой в этом направлении стало создание так называемых зон безопасности. Соответствующий закон, вступивший в силу с апреля, позволяет полиции временно обозначить любую область на карте страны, где, по их мнению, насилие переходит все границы, как «зону безопасности». В этих зонах стражи порядка теперь могут без всякого повода остановить и обыскать любого жителя.
Первая «зона безопасности» была открыта в июне в центральном районе города Норрчёпинга – после имевших там нескольких подряд случаев бандитских нападений на граждан. Вторую создали в Генете – после расстрела одного из жильцов на лестничной клетке многоквартирного дома в начале июля. «Зона безопасности» в Генете действовала в течение двух недель – и в эти дни там было спокойно. Преступники, видя на улицах усиленные наряды полиции и барражирующие в небе беспилотники, предпочитали отсиживаться в своих норах. Но стоило снять строгий режим, как через два дня в микрорайоне произошёл взрыв в магазине, в который швырнули гранту. За это преступление задержали двоих подростков. А когда на следующий день на одной из улиц застрелили молодого человека, то виновными опять оказались двое юношей…
Именно здесь и заключается самое страшное – к участию в своих разборках банды всё чаще привлекают подростков и детей. Об этом широко заговорили в сентябре прошлого года, когда в лесном массиве в пригороде Стокгольма Йордбро нашли трупы двух подростков – 14-летних Моххамеда и Лейта, пропавших несколькими месяцами ранее. Оба до того оказывались в поле зрения правоохранителей в связи с совершенными ими проступками. Следователи предположили, что подростков убили из-за того, что они согласились стать наемными киллерами, но не справились со своей задачей.
Газета Aftonbladet посвятила этому происшествию большой материал.
«Именно дети рискуют стать «солдатами» криминальной среды, если сообщество не сможет вовремя отреагировать», – заявил журналистам сотрудник местного муниципалитета Хе Болунд. С тех пор за несовершеннолетними киллерами и закрепилось это название – «солдаты».
Сотрудник муниципалитета Йордбро Анен Макбул, специализирующийся на социальной работе с подростками, объясняет, что бандитам нет нужды долго искать себе исполнителей в этой среде – несовершеннолетние сами с удовольствием выстраиваются в очередь. Факт принадлежности к банде приподнимает подростка в его собственных глазах, дает ему приятное чувство своей значимости, причастности к власти над жизнью и смертью других людей. Опять же, немаловажную роль играют деньги, которые можно заработать в банде – особенно для всегда безденежных подростков. Также эксперты полагают, что одной из причин роста детской жестокости является популяризация насилия в масс-медиа. Но самое главное – подросткам не стоит опасаться жестокого наказания. Если, в соответствии со шведским уголовным законодательством, взрослый убийца может получить длительный срок в тюрьме, то подросток, совершивший такое же преступление, отделается тремя-четырьмя годами в исправительном интернате.
Подростки зачастую снимают и выкладывают в TikTok особого рода видеоролики – которые, как они надеются, сыграют роль «сопроводительных документов», рекомендательных писем при приеме в банду. Аналогичные ролики снимаются и в качестве доказательства выполнения заказа.
Так, в конце прошлого года в стокгольмском районе Губбенген 14-ти и 15-летние подростки, сбежавшие из интерната, расстреляли квартиру, которую снимал некий взрослый бандит, ныне находящийся в международном розыске по линии Интерпола. Они стреляли из пистолета и автоматического оружия в окно и в дверь – и действия свои снимали на видео. Их арестовали и допросили. Полиция заподозрила, что эти подростки являются членами одной из преступных сетей, где выполняют функции ликвидаторов. Подозрения подтвердились.
В последнее время «солдаты» из Швеции были замечены и на территории соседней Дании, где они совершили несколько убийств. Именно датский телеканал TV 2 обнародовал расценки на услуги юных шведских киллеров. В размещаемых в интернете объявлениях юным преступникам предлагают выстрелить жертве в голову или бросить в неё ручную гранату. Цены варьируются от 300 000 до 500 000 шведских крон (примерно 2,5-4 млн рублей). «Очень страшно, что в Швеции так много молодых людей, выступающих исполнителями столь тяжких преступлений. Я думаю, что подавляющему большинству датчан трудно смириться с тем фактом, что в стране по другую сторону Эресуннского пролива есть люди, которые настолько развращены. Мы будем оказывать давление на Швецию, чтобы они взяли на себя ответственность за происходящее», – негодует датский министр юстиции Питер Хуммельгаард, призывая Стокгольм ужесточить борьбу с молодёжной преступностью.
На днях шведский телеканал SVT (Sveriges Television) сообщил, что в этом году количество случаев, когда несовершеннолетних использовали в качестве киллеров, возросло в три раза по сравнению с прошлым годом.
По данным на конец июля 2024-го фигурантами таких дел выступали девяносто три подростка (кто-то сам нажимал на курок, кто-то стоял на стрёме) – в то время как год назад их было двадцать шесть.
По словам сотрудника оперативного отдела управления полиции Швеции Ханны Парадис, цены, назначаемые преступниками за головы их жертв, достигают 90 тысяч долларов. Вербовка исполнителей осуществляется, главным образом, в соцсетях. В полицейских участках журналистам рассказывают, что для того, чтобы победить это зло, нужно сначала справиться с другим – с наплывом в страну нелегального огнестрельного оружия. Его в Швеции так много, что доступ к нему не составляет особого труда. По словам полицейских, если подросток возжелал вдруг обзавестись оружием, ему для этого зачастую достаточно одного дня. Ну, а наркотики можно достать ещё быстрее. В Швецию незаконное оружие в основном поступает с Балкан. Как считают в полиции, это вопрос времени, когда оно начнет приходить и с Украины….
Виталий Лекомцев, Столетие