Рейтинг рабовладения

_________________

Журналист Максим Соколов — о странном распределении мест в международных списках

 

Традиционные рейтинги, оперирующие интегральными показателями и претендующие на то, чтобы формализовать такие понятия, которые плохо или совсем не формализуются (свобода, прозрачность etc.), хотя и публикуются каждый год («Фридом-хаус», «Международная прозрачность»), но несколько приедаются. Для людей, склонных доверять таким рейтингам, всё давно и так ясно, более недоверчивые граждане, видя, что искомые результаты получаются путем сложения круглого с горячим и умножения полученной суммы на зеленое, склонны видеть в них цену на дрова. Заметим попутно, что это отнюдь не исключает признание серьезного неблагополучия по части свободы, прозрачности etc. — но откровенно шарлатанское рейтингоисчисление воспринимается как обман трудящихся (в лучшем случае — добросовестное невежество), решению неблагополучных проблем никак не способствующий.

Это может быть неприятным для промышленности рейтингов, и в качестве одного из способов преодолеть кризис доверия используется составление рейтингов на новую тему. Очевидно, в предположении, что уже отработанные критические подходы к прежде известным рейтингам не будут действительны на новом материале — и соответственно, веры новым рейтингам будет больше. Опять же всё новое вызывает любопытство.

Поэтому публике на прошлой недели был предложен Global Slavery Index 2013, впервые исчисляющий распространенность рабовладения в той или иной стране. От Мавритании, Гаити и Пакистана, занимающих первые места, до Исландии, занимающей в рейтинге последнее — и почетное — 160-е место. При исчислении же числа рабов применялись разнообразные критерии. От несомненных — рабство в латифундиях (а также на кирпичных заводах), наиболее точно воспроизводящее классические античные образцы, до уже не столь очевидных, включающих в себя чрезмерную родительскую власть, а равно кредитное рабство. Последний случай вообще чрезвычайно широк, включая в себя, например, ипотечный договор. Безусловно, браня ростовщиков за лихоимские проценты, можно называть положение должника рабским, но надо же отличать собственно рабство, то есть низведение человека до статуса объекта собственности (instrumentum vocale, говорящее орудие), от ораторских перехлестов при обличении финансистов-паразитов.

Естественно, что когда рабство толкуется и так, и эдак, численность рабов в различных странах может гулять очень широко. Не говоря уже о том, что античного рабства, когда государство защищает права собственника на раба, точно так же как оно защищает право собственности на неодушевленные предметы, сейчас нет нигде, везде рабовладение более или менее латентно, что, соответственно, весьма затрудняет подсчет. Особенно in partibus infidelium, где вообще со всякой статистикой плоховато.

Сочетание невнятной методологии интегрирования зеленого с горячим вкупе с весьма и весьма приблизительными данными, подлежащими интегрированию, — а составители рейтингов обязательно хотят охватить своим исследованием всю планету — приводит к воспроизводимому результату, являющемуся родовой чертой всех таких всеобъемлющих рейтингов. Что у «Фридом-хауса», что у новоявленного индекса рабовладения первые и последние позиции в списке достаточно обоснованны и не вызывают особенных вопросов. Что в смысле рабовладения (а также и в прочих отношениях) Гаити весьма неблагополучная страна, а Швейцария — весьма благополучная, так кто же будет с этим спорить. Правда, это было известно и без подвижнического труда составителей. В середине же списка наблюдается полный произвол. Причина того, что некоторая страна оказывается на 50-м, а не на 100-м месте, — или наоборот — не поддается рациональному объяснению.

Положим, Россия, у которой далеко не всё благополучно со свободолюбивыми горскими республиками, заслуженно занимает 49-е место, соседствуя с Грузией. Но к числу соседей России относятся также Чехия и Венгрия (делят 54-е место), то есть у них положение дел хуже, чем в Афганистане (58-е место). Позвольте не поверить. Точно так же невозможно объяснить, почему сходно бедствующие Болгария и Румыния так разнесены: у Болгарии 56-е, а у Румынии — сверблагополучное 125-е. Притом что близкородственная Молдавия занимает ужасное 6-е место, по соседству с Непалом и Берегом Слоновой Кости. Молдавская независимость, конечно, оказалась не особо успешной — но чтобы до такой степени…

Не менее странно, что Таджикистан (70-е место), Киргизия (81-е) и Туркмения (83-е) далеко опережают в смысле цивилизованности и Россию, и Чехию. Это при том, что традиция патриархального рабства в этих республиках не прерывалась и во времена СССР, а при нынешнем стремительном откате в средневековье она могла только расцвести.

Список такого рода рейтинговых чудес можно продолжать до бесконечности. Очевидно, это непременная жанровая примета.

С другой стороны, это, похоже, ничему не мешает. Судя по тому, что новое начинание высоко оценили бывший госсекретарь США Х. Клинтон и бывший премьер-министр Великобритании Т. Блэр, принципом «Вы не рефлексируйте, вы распространяйте» руководствуются даже и самые высокопоставленные хомячки.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 2).
Источник: 

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА