Доведённая до трухи

_______________


Давайте поговорим об украинской инфраструктуре, вернее, о том, что от нее осталось.

Экономика УССР на момент 1991 года входила в двадцатку крупнейших в мире. Учитывая колоссальность бесплатно доставшегося Киеву от Москвы приданого и отсутствие долгов, которые «проклятая» бывшая метрополия взяла на себя, у украинской экономики были все шансы по размерам превзойти французскую, о чем украинцы, собственно, и мечтали.

Протяженность железных дорог Украины на момент 1991 года составляла почти 23 тысячи километров, а автомобильных дорог — примерно 160 тысяч километров.

В УССР на момент развала Союза было около 7 000 поликлиник, 4 000 больниц, 25 000 детских садов, 22 000 школ и 130 театров. Не дворцов культуры (ДК) и не домов культуры, а именно что театров.

«Криворожсталь», «Запорожсталь» и «Азовсталь» входили в число мощнейших металлургических предприятий не только СССР и Европы, но и всего мира. Не отставали и запорожский, никопольский и стахановский ферросплавные заводы и заслуженно считались мировыми гигантами.

Впечатлял и один из самых больших мировых судостроительных кластеров — николаевский, который составляли «Черноморский судостроительный завод», «Океан» и множество других крупных и средних смежных и вспомогательных производств.

Черноморское морское пароходство (ЧМП) было крупнейшим в Европе и одним из крупнейших в мире. На момент развала СССР количество судов ЧМП достигало 400 единиц.

В Киеве и Харькове на момент 1991 года уже было метро, а в Кривом Роге был так называемый «метротрам» — линии, по которым ходили скоростные трамваи. Классная, кстати, штука, как рассказывают.

Впрочем, некоторые злые языки не беспочвенно утверждают, что в Киеве метро считай что уже нет. Там по туннелям и станциям теперь фекальные реки текут.

Ох как прав был, оказывается, Ваджра, когда в интервью одному из федеральных каналов еще задолго до СВО заявил, что киевское чудо Виталик Педалик Кличко угробит-таки киевский метрополитен.

Я тогда не верил. Ну, меня-то понять можно, я в то время ни за что не поверил бы, что Виталя добрый десяток лет в кресле мэра продержится! Или как там он теперь называется? Руководитель КГГА? А он продержался. И угробил-таки.

А еще Украине достались четыре действующие атомные электростанции. Пятая, Чернобыльская, после аварии 1986 года, как вы знаете, обслуживалась маленьким составом специалистов и вследствие катастрофы функционировать в штатном режиме не могла.

Наследство было не просто неплохим, а колоссально богатым. Но тогдашние украинские можновладцы, которым не надо было заботиться о выплате долга бывшего СССР, начали сразу же делать долги.

Если на январь 1992 года у Украины не было никакого госдолга, то на момент января 1994 года он уже составлял 5 миллиардов долларов. А это немалые деньги по тем временам, примерно так же, как 14 миллиардов в 2024 году. За два года! Не успели в кресла сесть, а уже умудрились задолжать.

Хочу напомнить, что я уже как-то подчеркивал, что УССР была производственной, научной, промышленной, транспортной и военной жемчужиной Советского Союза. И содержать в надлежащем порядке все это богатство, доставшееся Украине от «клятого совка», могла только огромная империя.

Украинцы, хоть пусть они и обижаются на такие высказывания, изначально уже не могли «потянуть» все то, что досталось им за время советского периода.

Это примерно так же, как если деревенскому ветеринаришке брат-богач в пригороде крупного города трехэтажный особняк с основанием квадратов эдак в двести ни с того ни с сего подарит. Я эту аллегорию тоже уже приводил.

Ветеринар, конечно, месяцок походит по дому, погордится собой, конечно же, а когда придут счета, то уронит челюсть на пол. А дальше он по своей дурости зачем-то поссорится с братом.

И как дальше эту домину содержать? А вот как: сначала мебель из разных «ненужных» комнат продавать, а потом эти самые комнаты и целые этажи квартирантам сдавать.

Был роскошный коттедж с шикарной мебелью, а теперь общежитие. Потому что ветеринар никогда и ни за что огромный трехэтажный особняк не потянет.

Но, как бы украинцам ни было обидно, есть и другие факторы, оказавшие огромное влияние на способность Украины содержать свою инфраструктуру в нормальном состоянии.

За десять лет Украина потеряла 10 миллионов населения. Это очень много, целая пятая часть. Как вы думаете, это нанесло ущерб способности не развивать, а хотя бы поддерживать инфраструктуру Украины в функционирующем состоянии? Еще какой.

Экономика Украины в 90-е годы никакого роста не демонстрировала. Русские эксперты в дискуссиях утверждали, что она падала, приводя кучу своих графиков и диаграмм, а украинские эксперты с перекошенными рожами в ответ доказывали, что она не росла, но и не падала.

Пойдем навстречу украинцам и примем за истину, что функция украинской экономики была как минимум невозрастающей. И на этом фоне украинские руководители вдруг обнаружили, что государственных затрат без «старшего брата», которого они якобы всю жизнь кормили, стало не меньше, а гораздо больше.

Армию надо теперь содержать самим, МИД и посольства за рубежом тоже, милицию тоже, ученых и так далее.

Как вы считаете, сколько тысяч больниц, поликлиник, театров, школ и километров дорог стали испытывать недостаток в содержании после того, как пятая часть страны куда-то исчезла, а статей затрат резко прибавилось? Я спросил «тысяч», вы не заметили?

Самый страшный удар по украинской дорожной сети, как считают некоторые эксперты, с которыми я согласен, нанесло обрушение советского экспорта. Молодая Россия, конечно же, много чего экспортировала, но это были слезы Хаси-сиротки по сравнению с экспортом СССР или нынешней России.

Порты Украины были призваны обеспечивать и обслуживать экспортные операции всесоюзного объема, а не только УССР. Но экспорт упал и выручка не только украинских портов, но и Черноморского пароходства так просела, что ЧМП «сгорело» и было распродано так стремительно, что все ахнули.

Как следствие, пострадали припортовые предприятия и их инфраструктура, включая участки некоторых дорог (да-да!), которые «висели» у них на балансе и содержались, как у нас говорится, за счет «грузовых». Портовым городам и районам, как вы уже поняли, тоже досталось.

Но украинцы особо не унывали, потому что их говорящие головы умело манипулировали цифрами. Так, например, ВВП Украины на душу населения за десять первых лет незалэжности серьезно вырос, и это была правда. Но вырос-то он за счет не роста экономики, а депопуляции на десять миллионов человек.

А в целом запас прочности советского наследства был настолько крепок, что пару десятилетий украинцы о своей инфраструктуре даже не беспокоились, и зря. К чему это привело? А вот к чему.

На момент 1991 года УССР потребляла в год примерно 300 млрд. кВтч электроэнергии. В 2021 году, то есть перед началом СВО, примерно 155 млрд. кВтч, то есть уже в два раза меньше. Сказались депопуляция и выбытие промышленности из чата.

Что сейчас творится с генерацией Украины после российских ракетных ударов, сказать сложно из-за отсутствия конкретных цифр, которые украинская сторона скрывает.

На 20 июня ситуация в доступных для нас цифрах была такова: нулевой экспорт и отключения в среднем по 12 часов в сутки, несмотря на импорт из Словакии, Польши, Венгрии, Молдовы. Общий объем импорта 27 573 МВт/ч, с максимальной мощностью в часах до 1 700 МВт.

В 2018 году в рейтинге качества дорог, формируемом Всемирным экономическим форумом, Украина заняла 123 место из 140 возможных.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Гиперлуп Омелян еще в 2017 году заявлял, что «95 проц. автомобильных дорог находятся в непригодном состоянии».

Его слова уже в 2018 году почти что подтвердил советник главы «Укравтодора» Кава, сказав, что 94 проц. дорог эксплуатируются со значительным превышением нормативного срока службы и что необходимо ремонтировать 12 тысяч километров дорог в год, чтобы привести все в норму.

В первый год президентства Зеленского Украина сделала «рывок», отремонтировав примерно три тысячи километров дорог. А на следующий год с отремонтированных и построенных турками украинских дорог начал огромными кусками сползать асфальт. И на этом дорожный «рывок» Украины закончился. Сейчас, как вы уже догадались, лучше не стало.

С мостами ситуация немногим лучше. Тот же Омелян в 2017 году заявлял, что 9 тысяч из 17 тысяч украинских мостов находятся в предаварийном состоянии.

Сейчас наверняка стало только хуже. Некоторые мосты вышли из чата благодаря российским ракетам, но и до СВО мосты на Украине никто не ремонтировал. Украинские можновладцы и у себя в столице-то ладу мостам дать не могут, что уж о регионах говорить.

Глава Киевсовета Витренко на уходящей неделе после обрушения пешеходной части одного из киевских мостов заявил, что более 60 проц. мостов в Киеве имеют пятый уровень аварийности — их вообще нельзя использовать. И это Киев, а не Луцк какой-нибудь!

Ситуация с горячей водой и отоплением резко ухудшилась в 2023 году. Перебои с горячей водой в сентябре 2023 года начались в Волынской, Львовской, Полтавской, Хмельницкой, Тернопольской, Черниговской областях. Потом начались проблемы и в Одесской области.

Причиной названо то, что с 1 сентября «Нафтогаз Трейдинг» просто выбросил большинство теплокоммунэнерго (городских тепловиков) с торговой площадки, и греть воду просто было банально нечем.

Но украинские беды в сфере ЖКХ на этом не заканчиваются. Износ труб и иных коммуникаций, если верить профильным экспертам в сфере ЖКХ, достигает 80 проц., а в некоторых районах Одесской и Черниговской областей этот показатель достиг 95 проц., то есть катастрофического уровня.

Опять Одесская область, заметили? Припортовые предприятия и портовые города (не только Одесса) сбросили в лихие девяностые со своего баланса жилищно-коммунальные предприятия и объекты, втюхав их городу или району. А раньше они содержались за счет «грузовых» денег, обеспечиваемых экспортом огромной империи, а не маленького удельного украинского княжества. Упадок был неизбежен.

И виноват тут не «Нафтогаз Трейдинг», а все те же можновладцы, как и в случае с украинскими мостами.

Инфраструктура Украины превратилась в труху, которая рассыпается от малейшего дуновения ветерка. И самым ярким символом этой всеукраинской катастрофы являются фекальные реки, текущие по киевскому метро.

Анатолий Урсида,
специально для alternatio.org

 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 20).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА