Источник фото: russian7.ru
В стране хозяйничают конкурирующие между собой банды, укомплектованные, главным образом, мигрантами в первом-втором поколении. Бандиты убивают, взрывают, насилуют и торгуют наркотиками, не чувствуя особого страха перед рукой закона. Шведское государство расписывается в своём бессилии перед лицом этнических преступных сообществ – навлекая на себя обвинения в импотенции со стороны простых граждан. И выхода из этого тупика пока что не просматривается.
В прошлом году в Швеции было зафиксировано более 1,5 млн разных преступлений – что на 4 % больше, чем в 2022-м. Для страны, население которой не дотягивает и до 11 млн человек, это много. В особенности же шведов беспокоят преступления насильственного характера. В крупных городах в прошлом году почти не было дня без очередной новости о перестрелке или взрыве. По словам шведского министра юстиции Гуннара Стрёммера, организованные преступные группировки по всей стране насчитывают в общей сложности 30 000 членов. Для сравнения: во всей шведской полиции занято 22 000 сотрудников, включая чиновников и сопутствующий персонал. Впрочем, есть мнение, что эта цифра завышена почти вдвое – по некоторым оценкам, реальный штат шведской полиции, если не брать в учёт различные «мёртвые души», составляет примерно 11 000 человек.
Питательная среда для преступных сообществ – люди без определённых занятий. Сейчас в Швеции около 467 000 безработных. Проблема усугубляется тем, что зачастую у многих из мигрантов, прибывших из беднейших стран Африки и Ближнего Востока, нет других вариантов карьеры, кроме – преступной.
Характерно, что в последнее время статистики констатируют рост безработицы среди тех жителей Швеции, кто родился за её пределами. В то же время в стране насчитывается около 150 тысяч вакантных рабочих мест, на которые работодатели не могут найти компетентного персонала. Однако многие местные безработные не знают шведского языка и даже не имеют начального школьного образования. Куда им идти, если они не желают тупо сидеть на пособиях?
Многие, конечно, пытаются выучить язык и поступить на какие-то квалификационные курсы – но далеко не все. «В 2014 году у нас было 50 тысяч незанятых вакансий, а сейчас уже 150 тысяч, при этом безработица не снижается. Это нельзя назвать иначе, как огромным провалом работы госаппарата и системной ошибкой. Многим нашим безработным не хватает базовых навыков, чтобы занять имеющиеся рабочие места. Ведь переехавшие к нам иммигранты почти не знают шведского языка, а также не имеют начального школьного образования. Им нужно хотя бы выучить шведский, чтобы получить работу», – сокрушается министр труда и общественной интеграции Йохан Персон. Тут стоит напомнить, что во время миграционного кризиса 2015 года шведские СМИ бодро рассказывали, что в страну въезжают сплошь интеллигенты – и что никогда раньше, дескать, в стране не появлялось так много новых высококвалифицированных инженеров, врачей и экономистов. А сейчас многие из этих «интеллигентов» разбойничают по подворотням…
Разные банды постоянно воюют за передел сфер влияния – применяя не только автоматы, но и бомбы с дистанционными взрывателями. Один из множества случаев подобного рода: поздно вечером 26 сентября 2023 года грохот раздался на лестничной клетке одного из домов района Хессельбю на северо-западе Стокгольма. Три человека были доставлены в больницу. Как предположила полиция, злоумышленники покушались на члена мафиозной группировки «Фокстрот», прописанного по этому адресу. «Нынче подобное происходит везде. Я живу здесь тринадцать лет, и теперь становится по-настоящему страшно: в стране нет власти, которая бы контролировала ситуацию», – пожаловался журналистам обитатель Хессельбю по имени Армандо.
Вскоре после этого произошел ещё один взрыв – в одном из жилых домов города Линчёпинг. Внешняя стена рухнула, оставив в фасаде трёхэтажного дома зияющую дыру. Пострадала 25-летняя девушка, которую доставили в больницу на машине «скорой помощи». Как заявили в полиции, этот взрыв также стал результатом продолжающегося конфликта этнических банд. А в ночь на 28 сентября 2023 г. взрыв раздался в Уппсале. Это расположенный примерно в семидесяти километрах от столицы уютный студенческий городок: его главными достопримечательностями являются средневековый замок, университет, старинный собор и музей имени естествоиспытателя Карла Линнея. Грохот послышался в 03.45. в районе Стурврет – два дома оказались почти полностью разрушены и ещё три серьёзно повреждены. В одном из полуразрушенных зданий спасатели обнаружили молодую женщину с тяжелейшими травмами. Её успели доставить в больницу, но там она скончалась. В полиции сообщили, что эта женщина стала случайной жертвой преступления, цель которого заключалась в убийстве совсем другого человека.
Дошло до того, что возникшие в Швеции преступные группировки уже устраивают свои разборки и на территории других государств. Недавно 34-летний Мустафа Альджибури, считавшийся «правой рукой» одного из главарей шведской мафии Равы Маджида («Курдского лиса»), был застрелен в Багдаде.
За это убийство иракская полиция арестовала 19-летнего гражданина Швеции, семья которого приехала в скандинавскую страну из Албании в 90-е. «Этот инцидент горячо обсуждается среди простых иракцев. Как получается, что шведские банды переносят свои конфликты в Ирак? Это вызывает злость у людей. Они критикуют иракское правительство и полицию. Люди спрашивают, как иностранные преступники попадают в Ирак и совершают здесь преступления», – возмущается иракский корреспондент «Шведского радио» Шахо Мвани. По его словам, делом займётся иракский суд, а отправлять в Швецию убийцу не станут. «Это связано с тем, что в Швеции слишком мягкие наказания за подобные преступления. В Швеции не практикуются казни, а тамошние тюрьмы – отели по сравнению с иракскими. Надо думать о родственниках жертвы и о том, как сделать, чтобы преступник понёс суровое наказание», – заявил иракский адвокат Али Аль-Тамими.
К слову, раз уж был упомянут Рав Маджид по прозвищу «Курдский лис», то надо рассказать и о нём. Руководимая им группировка «оседлала» значительную часть шведского наркотрафика. Шведский криминальный журналист Диамант Салиху, написавший книгу про «Курдского лиса», рассказывает, что в Швецию тот приехал в младенческом возрасте – в 1986 году его родители бежали в скандинавскую страну из той части Курдистана, которая находится под контролем Ирака. Получив шведское гражданство, юный Маджид проводил много времени с двоюродными братьями, вставшими на путь криминала – и те его, что называется, «научили плохому». Свой первый трёхмесячный тюремный срок он получил в 2006 году в возрасте двадцати лет. Затем последовали ещё два приговора. В последнем из этих двух случаев полиция в 2015 году обнаружила дома у Маджида тайник с краденым спиртным, наркотиками и драгоценностями.
Когда, отбыв трёхлетний срок, Рава Маджид вышел на свободу в 2018-м, то сколотил собственную группировку. Созданная им банда, дабы завоевать место под солнцем, развязала войну с другими преступными сообществами. Сводки, поступающие с мест происшествия, потрясали шведов до глубины души. Так, жену одного из членов банды Маджида застрелили прямо на улице с новорожденным ребенком на руках.
А в январе 2023 года в одном из модных ресторанов в самом центре Стокгольма взорвалась бомба – это стало ещё одним эпизодом бандитских войн. Позже люди Маджида расстреляли члена конкурирующей банды прямо на дому, практически на глазах семьи.
Поскольку после ареста одного из его курьеров полицейские получили улики на «Курдского лиса», он подался в бега. Сначала отправился на родину родителей, в иракский Курдистан, а затем всплыл в Турции. Маджид не отказался от беседы со своим «официальным биографом» Диамантом Салиху. Он рассказал ему, что обзавёлся турецким гражданством благодаря внесенным им инвестициям: согласно законодательству Турции, для этого требуется минимум 400 000 долларов. По словам полицейского комиссара Якоба ван Роя, возглавляющего группу оперативников, Маджид теперь управляет своим наркобизнесом дистанционно.
Особую злость вызывает у шведов то, что некоторые из приезжих устраивают охоту на местных женщин. Например, недавно был вынесен приговор выходцу из Сомали по имени Абдирашид Адан Мохамуд, который подрабатывал частным извозом. Сомалиец запирал севших к ним клиенток в своей машине и вывозил за город, где насиловал.
Шведская прокуратура предъявила ему шестнадцать эпизодов: два совершённых изнасилования, три попытки изнасилования, два «сексуальных посягательства», семь попыток незаконного задержания, одно нападение и кража личных данных. За эти преступления он получил четыре года и девять месяцев тюремного заключения – с последующей высылкой и запретом возвращаться в Швецию в течение десяти лет. Понятно, что приговоры такого рода не могут устрашить насильников. Свои небольшие сроки они отбывают в комфортабельных шведских тюрьмах, камеры в которых зачастую напоминают гостиничные номера. Глядя на это, адекватные шведы скрежещут зубами от злости. Не случайно осенью прошлого года настоящими героями в народе стали несколько шведских подростков, которые повесили таксиста-египтянина, незадолго до того изнасиловавшего 14-летнюю шведскую девочку – полиция этим делом заниматься отказалась. И не исключено, что Швеции недалеко до массовых протестов по примеру Ирландии – где очередное преступление, совершенное «понаехавшим», недавно всколыхнуло народ и привело к погромам в Дублине.
В сторону полиции и судов сплошь и рядом плевками летят обвинения в бесхребетности и трусости. Впрочем, в феврале 2024-го шведские власти всё же сподобились на депортацию гангстера Джеффри Китуту, прожившего в стране тридцать четыре года, но так и не оформившего её гражданства. Приехавший в Швецию в 1990 году ныне 48-летний угандиец Китуту на протяжении десятилетий считался одним из влиятельнейших шведских преступников – он возглавлял ОПГ Original Gangsters и No Surrender. Его несколько раз приговаривали к длительным срокам тюремного заключения – за тяжкие насильственные преступления и продажу наркотиков. Однако уроженец Уганды, выходя из-за решётки раз за разом брался за прежнее. Тюрьмы он, как и многие другие преступники, не боялся – комфорт шведских тюрем вошёл в поговорку, заключенные живут лучше многих шведов на свободе.
Несмотря на степень его опасности для общества, ранее вопрос о депортации Китуту не рассматривался. Дело в том, что он оказался в Швеции до своего пятнадцатилетия – а по прежним шведским законам депортация лиц, прибывших в страну в столь раннем возрасте запрещалась. И лишь недавние изменения в законодательстве открыли возможность для того, чтобы отправить бандита обратно на родину предков. Недавно Джеффри Китуту в очередной раз предстал перед судом – и прокурор потребовал сначала заключить его в тюрьму на год и семь месяцев, а потом изгнать с пожизненным запретом на возвращение. На суде бандит пытался давить на жалость: рассказывал, что все его родные живут в Швеции, что он не имеет никаких связей с Угандой и вообще решил «завязать» с уголовщиной. Но суд в кои-то веки не купился на жалостливые рассказы и постановил выслать разбойника.
В январе 2024 года власти Швеции разработали новый законопроект, в соответствии с которым затруднится выдача гражданства преступникам. «Мы больше не будем предоставлять гражданство молодым людям, совершившим тяжкие преступления или даже просто подозреваемым в их совершении», – пообещали в правительстве.
«Законопроект касается людей, которые обоснованно подозреваются или осуждены за определённые преступления или представляют угрозу безопасности Швеции», – дополнительно разъяснила министр миграции Мария Малмер Стенергард. Вопрос о гражданстве для осуждённых или подозреваемых преступников вышел на первый план после того, как выяснилось, что семнадцатилетний подросток, убивший в марте 2022 года в спортзале Delta Gym в Стокгольме регионального политика Фредрика Андерссона, стал гражданином Швеции всего через три дня после того, как был выдан ордер на его арест. Это связано с тем, что в настоящее время не существует никаких требований к законопослушности для тех, кто становится гражданином Швеции. Поправки к законодательству должны вступить в силу 1 октября 2024 года.
Также недавно стало известно о том, что правительство Швеции с 28 марта введёт в стране специальные «зоны безопасности», где полиция сможет работать более свободно и без оглядки, нежели на других территориях. Режим «зоны безопасности» в каком-то конкретном месте не сможет действовать более двух недель подряд. «Конкретно это означает, что в определённых зонах полиции будут предоставлены расширенные полномочия по обыску и досмотру автомобилей и граждан на наличие оружия – но в течение ограниченного периода времени и при соблюдении определённых условий», – поясняет министр юстиции Гуннар Стрёммер. Впрочем, он оговаривается, что задерживать и обыскивать людей только по этническому признаку в этих зонах будет запрещено. Однако полицейские смогут сколько угодно проверять лиц, показавшихся им подозрительными из-за их внешнего вида – не только совершеннолетних лиц, но и подростков.
Многие, впрочем, считают, что подобных мер недостаточно и что они явно запоздали.
Эмигрировавший из Швеции в США экономист и писатель Свен Ларсен, рассуждает в интервью венгерскому изданию The European Conservative, что разрастание этнических банд может поставить под вопрос само существование шведского государства.
«Швеция постепенно исчезнет как сплоченное национальное государство. Страна “ливанизиуется” или “балканизируется” – смотря какую аналогию вы предпочитаете. Упадок государства ускорится, и страна расколется на территории, подконтрольные негосударственным образованиям. Скажете, я спятил? Может быть. Но ведь я не первый, кто об этом заговорил», – предупреждает Ларсон, ссылаясь на нашумевшую книгу писателя Брюса Боуера «Пока Европа спала: как радикальный ислам разрушает Запад изнутри». Боуэр опубликовал свои мрачные пророчества ещё в 2006 году – а с тех пор, по мнению Ларсена, всё стало намного хуже.
Виталий Лекомцев, Столетие