В Финляндии, особенно в регионе Хельсинки, чесотка достигла уровня эпидемии. Эстонское гостелерадио сообщает на своем сайте, что болезнь уже распространяется и в Эстонии. "Заболеваемость чесоткой в Европе растет уже несколько лет. В Соединенном Королевстве, где также есть проблемы с чесоткой, считается, что проблема в том, что не хватает лекарств."
Согласно статистике Национального института здравоохранения и социального обеспечения (THL), за три года количество случаев чесотки в Финляндии увеличилось почти в четыре раза.
В 2022 году диагноз чесотка был поставлен более чем 20 000 пациентов, а в 2023 году этот показатель вырос примерно до 37 000. В 2020 году чесотка была диагностирована менее чем у 10 000 человек.
Реальное число инфекций может быть намного выше, поскольку лечебный крем с перметрином, предназначенный для лечения чесотки, продается без рецепта.
Неэффективность имеющихся в Финляндии лекарств стала проблемой, и люди вынуждены месяцами безуспешно их использовать. Одна семья может потратить на лекарства тысячи евро.
"В нашей семье долго не могли справиться с чесоткой, которую мы, как малообеспеченные люди, не могли лечить как положено. Общая стоимость лечения составила почти 3 000 евро", - сообщает женщина.
Один флакон перметрина в аптеке стоит около 31-40 евро, а упаковка таблеток ивермектина - 22-26 евро. И таблетки, и мазь обычно требуют двух обработок.
Лекарства не покрываются Kela (управление социального страхования).
В январе HS сообщила, что в аптеке в Тампере кремы от чесотки пришлось убрать с витрин из-за воровства.
Главный врач говорит, что пока нет убедительных научных доказательств устойчивости к перметриновому крему, но есть свидетельства ослабления реакции.
"Ключ к эффективному лечению - это правильное лечение, которое должны пройти все, кто живет в одном доме, даже если у них нет никаких симптомов". Другие родственники и друзья, находившиеся в тесном контакте, также должны пройти курс лечения".
Лечение чесотки не совсем простое. По словам врача, мазь следует наносить на все тело, включая ладони рук, подошвы ног, подмышки и другие складки, наружные половые органы.
Мазь должна оставаться на коже не менее 12 часов и не более 24 часов, после чего ее необходимо смыть. Лечение следует повторить через 7-10 дней.
Чтобы избавиться от чесоточного клеща, следует также тщательно убирать в доме.
Всю квартиру, весь текстиль и мебель следует пропылесосить, а поверхности протереть влажной тряпкой. Любые текстильные изделия следует постирать при температуре 60°C. Текстиль можно также поместить в морозильную камеру на 24 часа или в сауну с температурой 100°C на два часа.
"Уборка - неотъемлемая часть успешного лечения чесотки. Одних лекарств недостаточно", - говорит главный врач.
По ее словам, даже после успешного лечения чесотки зуд может сохраняться в течение 2-4 недель.
"В это время зуд можно успокоить антигистаминными препаратами и кортизоновыми кремами".
Чесотка не передается через рукопожатие, но требует более длительного контакта кожа к коже, например, совместного сна, тесных контактов, как в домах престарелых, детских садах, через совместное использование постельного белья и одежды. В большинстве случаев заражение происходит от члена одной семьи.
Хотя само заболевание не опасно, царапины от расчесов могут воспалиться и привести к серьезным последствиям.
Ранее в феврале финское издание HS сообщало, что в универмаге в Вантаа, городе-спутнике Хельсинки, раскупают мазь от зуда для лошадей. Это объясняется тем, что 30-граммовый лечебный крем от чесотки стоит в аптеке 30-40 евро, в то время как Bionix для лошадей продается около литра за ту же цену.
«Почти каждый день кто-то приходит и спрашивает, есть ли Бионикс и где его найти», — говорит Симба Аунола , продавец в отделе для домашних животных . «Полки опустошают каждую неделю».
Похоже, мазь предназначалась не только для лошадей.
«Обычно после лета владельцы лошадей сокращают закупки Бионикса. Но этой осенью продажи не прекратились. Зимой ситуация только ухудшилась. Такое ощущение, что его постоянно используют в больших количествах».
На нескольких интернет-форумах также недавно обсуждалось, можно ли лечить чесотку с помощью Бионикса. Вероятно, именно здесь многие люди черпали вдохновение отправиться в универмаг за лошадиной мазью.
Дерматологи не рекомендуют крем Bionix для использования людьми, хотя и не видят серьезного риска в использовании продукта.
Раньше читатели сообщали изданию, что используют крем для лошадей. Например, 31-летняя женщина рассказала, что ей помог "Бионикс". По ее словам, она страдает от чесотки с ноября.
Еще один человек, заразившийся этой болезнью, рассказал, что проехал сотни километров из центральной Финляндии в Хапаранду, Швеция, в аптеку, чтобы купить крем Tenutex, содержащий бензилбензоат (который содержится в Биониксе). В течение трех месяцев он провел семь неэффективных курсов лечения мазью и таблетками. Он подозревает, что препараты, продающиеся в Финляндии, потеряли свою эффективность.
По словам заразившихся чесоткой, деньги являются ключевым вопросом в борьбе с ней. Часто лечение не сразу помогает, и его приходится повторять несколько раз.
43-летняя женщина рассказывает, что ее семье из четырех человек пришлось бороться с чесоткой почти четыре месяца. Длительное лечение стоило более 1 000 евро.
Респонденты говорят, что они сжигают до тысячи евро на счетах за стирку, лекарства и визиты к врачу.
"Зуд мешал мне спать по ночам, и я перепробовал все, что только можно было придумать, чтобы избавиться от него. Чесотка длилась в общей сложности 3 месяца, а лечение обошлось в 800 евро. Добавьте к этому стоимость визитов к частному врачу, потому что муниципальный врач был недоступен, и стоимость лечения составила более 1 000 евро", пишет женщина 24-х лет.
Многие пишут, что чесотка приносит бесконечную неопределенность и отчаяние, постоянную уборку и страх.
"Невидимый дьявол... Уже более 3 месяцев ежедневно пылесошу, стираю одежду и постельное белье при температуре 60 градусов, и конца этому не видно. Нагревал вещи в сауне и т. д. Прямо чистилище без конца", - мужчина, 78 лет.
Ответы на опрос о чесотке особенно подчеркивают, насколько сложным и длительным оказался процесс ее искоренения.
"Усилия были неловкими и вызывали стыд. Потребовалось шесть месяцев, чтобы избавиться от нее. Каждый вечер я клала одежду в морозилку. В итоге мне пришлось перестирать все, что только можно, - матрасы, диваны и даже машину. На это ушло несколько тысяч евро. У меня до сих пор мурашки по коже от стопки матрасов в детском саду. Удивительно, как распространяется болезнь", - женщина, 26 лет.
«Бесчисленные часы уборки съедали мое психическое благополучие. Хуже всего была неуверенность в эффективности лечения/чистки", - женщина, 22 года.
Многие респонденты отмечают глубокое чувство стыда, вызванное заболеванием, которое в худшем случае привело к социальной изоляции. Например, респонденты говорят, что избегали общения с людьми, правду говорить было слишком стыдно.