Говоря о единстве Русского мира на основе общей истории Древней Руси, мы не должны забывать, что в Русском мире, как в любой цивилизации, шла борьба разных проектов Руси, образов будущего. В рамках общего православного мира сталкивались разные формы этого мира, модели власти и жизнеустройства.
Так, Новгородская Русь, Великий Новгород — это был проект обустройства Руси как, говоря современным языком, торговой корпорации. В.Новгород управлялся купцами и боярами, которые контролировали Вече и через него народ. Именно купцы и бояре призывали князей и прогоняли их как наёмников, защищавших интересы богатых. Новгородская республика считалась русской Генуей, её олигархический принцип предполагал образование власти капитала под видом квазидемократии. Для русского человека это означало эксплуатацию в интересах узкой прослойки богатых.
Галицкая Русь, хоть и была абсолютно русской и православной, в силу тесного соседства с Польшей, испытала сильное её влияние. В Галицкой Руси шла тяжёлая борьба самодержавия (прежде всего, в лице Даниила Галицкого) и боярства, которое копировало поведение шляхетства и пыталось подчинить князя, сделать его проводником своих интересов. И в конце концов шляхетство победило в Галицкой Руси, установив там похожую на Новгородскую модель, которая сопровождалась агрессивным католическим прозелитизмом.
Киевская Русь — это тоже сугубо русский православный проект, в котором не было место никакому украинству. Его особенность и одновременно слабость заключалась в понимании единства Русских земель в форме этакой конфедерации. Киев правил Русью номинально, он был центром только как место Великого князя, а на местах каждый русский князь правил по своему усмотрению и зачастую вопреки всеобщим интересам. Киевский проект оказался не в состоянии удержать в единстве всю огромную Русь перед угрозой Орды и вызовами времени. Киевский средневековый проект был обречён на распад в силу слишком большой вольности и слабой вертикали.
Наконец, Московская Русь, ранее Владимир-Суздальская, предложила проект самодержавной власти с опорой на народ и с ограничением боярства в интересах единого государства. Сильная вертикаль власти Московской Руси предполагала, что самодержец независим от богачей, и рано или поздно народ может найти управу на каждого богача, обратившись к самодержцу.
Когда Иван Третий снял в Новгороде вечевой колокол и увёз его к себе — тогда был сломлен хребет олигархическому проекту, который в случае победы превратил бы Русь в корпорацию наподобие Штатов. Это был важнейших символ выбора русского народа в пользу справедливого мироустройства.
Именно Московский проект в соперничестве с Новгородским, Киевским и Галицким позволил спасти Русский мир, найти ту форму, которая затем превратилась в самодержавную Русь, Российскую империю и Союз.
Понимание этих процессов позволяет понять и сегодняшние, поскольку попытки изменить Русский мир не останавливаются. Под разговорами и демократии, гласности, либерализации, рынке, под требованием частой сменяемости правителя скрываются те же самые проекты, модели, в которых прослойка богатых подчиняет себе верховную власть и использует в своих интересах и во вред народу и государству.
Кстати, нынешний киевский режим — это доведённая до крайности смесь новгородского (власть торгового капитала), галицкого (власть шляхетства) и киевского проектов в форме внешнего австро-венгерского проекта украинства. Недаром их главный раздражитель — это Московия и царизм, по сути самодержавный проект Русского мира. Нынешняя война — это в том числе и битва за содержание Руси.
РМ