Где точно ликуют после обнародования результатов экзитпола, так это в Европе. Не секрет, что ПиС был головной болью Брюсселя на протяжении длительного времени. И особенно в последние несколько месяцев, когда Варшава бросила вызов европейским законам и правилам, введя односторонние ограничения на поставки украинской агропродукции. Дональд Туск, на протяжении пяти лет возглавлявший Европейский совет, а далее три года — основную партию в Европарламенте, считается в Брюсселе абсолютно своим, плоть от плоти европейцем. Там полагают, что многие проблемы, внесенные в повестку дня партией Качиньского, теперь разрешатся очень быстро. Именно поэтому Европа и целый ряд европейских стран активно вмешались в польские выборы — практически все европейские СМИ открыто призывали к голосованию за Туска. Отсюда — и многочисленные очереди на польские избирательные участки в Британии, Франции, Нидерландах, Германии.
Где также радуются, так это на Украине. Уже посыпались подобострастные поздравления в адрес партии Туска. Уже пошли разнарядки в СМИ о том, что нужно преподносить этот результат как "успех для Украины" — мол, теперь же Варшава будет действовать более "проевропейски", то есть не будет выпадать из общей повестки ЕС. А это значит, что и с блокадой украинского зерна будет покончено.
Вот тут Украине расслабляться не стоило бы. В ожесточенной борьбе за сельский электорат коалиция Туска также прибегла к услугам фермеров, протестующих против украинского зерна. В избирательный список был взят лидер профсоюза "Агроуния" Михал Колодзейчак, который и был инициатором первых блокад украинского зерна, что в итоге вынудило правительство Моравецкого объявить официальную блокаду. То есть Украине пока что радоваться рано.
К тому же не надо забывать: президентом Польши с очень широкими полномочиями вплоть до 2025 года остается ставленник ПиС Анджей Дуда. И если до этого парламент и президент действовали в унисон, то теперь мы можем стать свидетелями ожесточенной борьбы между двумя ветвями власти. Не случайно Качиньский, подводя итоги нынешних выборов, заявил, что Польше теперь предстоят "дни борьбы и столкновений". В общем, "суровые годы уходят, за ними другие идут".