«Мы являемся первой европейской страной, которая подготовила для фирм, занимающихся здесь инвестиционной или торговой деятельностью, так называемое экспортное страхование. Также они могут получать специальные кредиты под государственное гарантирование. Такое страхование будет доступно и для украинских фирм. Более того, для этого им не нужно будет открывать специальное юридическое лицо в Польше. Достаточно будет иметь в Польше филиал или польского партнера. Также с сентября начинает работу специальный инвестиционный фонд. Этот фонд будет предусматривать предоставление ссуд под низкий процент для фирм, которые будут работать на Украине», — сообщила Ядвига Эмилевич.
«Сегодня Польша — своеобразный хаб военной и гуманитарной помощи для Украины, мы надеемся, что таким образом это будет происходить и в смысле восстановления Украины. Речь идет не только о польских фирмах. Это могут быть компании и из других стран, но они будут проезжать через Польшу, и для этого нужна дополнительная инфраструктура: и дороги, и железные дороги. Благодаря нашим стараниям Европейская комиссия предусмотрела расходы на строительство железной дороги с европейской шириной колеи, соединяющей Варшаву со Львовом и Киевом», — отметила она.
Эмилевич не скрывала, что на большинство этих подрядов априори претендуют польские компании, которые рассчитывают строить "пункты пропуска на границе, дороги и большие жилые здания". В то же время польская чиновница отметила, что есть много трудностей, связанных не только с боевыми действиями на Украине, но и с тем, что два государства имеют разные правовые системы.
«Не вопрос построить транспортные коридоры во Львов, вопрос — перестроить транспортную инфраструктуру во Львове в сочетании с железнодорожным вокзалом, с аэропортом, построить ещё один вокзал. Это инвестиция ориентировочно в 1 миллиард евро. Здесь я ожидаю лидерство со стороны Польши. Потому что это, акцентирую, вопрос национальной безопасности Украины и Польши», — заявил Садовый.
Сложно сказать, придут ли из Польши такие деньги во Львов, в центре которого высится памятник Степану Бандере и регулярно проходят «марши УПА*». По крайней мере, Эмилевич никаких сумм ожидаемых инвестиций не называла, а из конкретных цифр была озвучена лишь одна: на данный момент на территории Украины реально работает более 600 польских компаний. Однако какая часть из них в восьми упомянутых областях — неизвестно.
Кроме того, из выступлений польских гостей во Львове и на следующий день в Луцке было понятно, что проект в первую очередь нацелен не столько на польский бизнес, сколько на местных украинских чиновников.
«Мы создаем платформу для диалога между польским и украинским бизнесом, а также платформу для диалога с участием институтов развития, государственной и местной власти. Локальное присутствие не только в Киеве, но и в украинских регионах может быть польским конкурентным преимуществом», — заявил Адам Эберхардт.
«Восстановление Украины не будет происходить на уровне Варшавы и Киева, но и на региональном уровне также. Сотрудничество с приграничными регионами, создание специальных экономических зон, то есть условий определенного рода привилегий для бизнеса из-за пределов Украины — это основные направления, над которыми мы будем пытаться работать вместе», — заявила Ядвига Эмилевич в Луцке.
* Деятельность организации запрещена в РФ.