В экономике западных стран сейчас происходят ровно те же процессы, что и перед кризисом 2008 года. Точь-в-точь, под копирочку. Даже с ипотечными кредитами все повторяется так же, как было тогда.
Такое впечатление, что запущен некий механизм, который не имеет кнопки аварийной остановки, и этот механизм обязательно пойдет вразнос. Случится это уже достаточно скоро.
Один из признаков приближающегося шторма — падение стоимости «мусорных» облигаций, так называемых деривативов. Это корпоративные бумаги, но не одной конкретной корпорации, а в состоянии коктейля, где «хорошие» облигации смешаны с «плохими». Своеобразная бочка меда с ложкой дегтя, только дегтя там не ложка, а где-то треть бочки. Опасность деривативов в том, что «плохие» активы во время кризиса убивают и «хорошие», с которыми они смешаны. И вполне себе успешные компании тоже теряют капитализацию и несут все кризисные издержки.
Второй признак, который явно говорит, что все происходит по алгоритмам 2008 года — падение цен на всевозможную недвижимость и одновременное резкое удорожание ипотеки, происходящее из-за поднятия процентных ставок. Цены на недвижимость падают в Европе и в США. Но один из самых тревожных сигналов пришел из Франции и Германии, где начала падать в цене офисная недвижимость и стоимость ее аренды. Падение достигло уже тридцати процентов. Помимо всего, это свидетельствует и о кризисе деловой активности. Офисы дешевые, но они никому не нужны.
И еще один момент, который не соответствует кризису 2008 года, но который может значительно усугубить грядущий кризис — Казначейство США собирается запустить буквально цунами новых облигаций, чтобы быстро пополнить свою казну. Это пугает даже прожженных спекулянтов с Уолл-Стрит, которые понимают, что все это будут ничем не обеспеченные, даже формально, деньги. Ожидается, что индекс S&P 500 может рухнуть на пять процентов в течение двух месяцев и это по самым оптимистичным прогнозам.
Но грядущий кризис будет очень сильно отличаться от кризиса 2008 года. В первую очередь тем, что, если тогда кризис прошелся ураганом по всему миру, в этот раз пострадают в основном страны Запада. Страны мира вне «золотого миллиарда» предпринимают сейчас активные действия, чтобы снизить зависимость от доллара и это касается даже традиционных союзников США, таких, как Южная Корея. Оборот доллара в мировой торговле сокращается и это еще один удар по тому самому «цунами» облигаций Казначейства США, так как резко сократилась возможность внешних заимствований.
Идеальный экономический шторм неизбежен. Надо признать, что страны коллективного Запада сами все для этого сделали и дело не только в истории с Украиной. Экономика США уже долгое время является долговой, а в Европе несколько лет существовала благостная ситуация, когда процентная ставка Центробанка была нулевой и держатели средств в европейских банках сами платили банкам проценты, так как банковские ставки были отрицательными.
Подорвала экономику и пандемия, во время которой резко упала деловая активность, а центробанки печатали ничем не обеспеченные деньги в огромных количествах.
И наконец — СВО и последующие санкции, которые разорвали важнейшие торгово-промышленные цепочки и вызвали настоящий инфляционный шторм, который не утихает до сих пор.
Профессиональные экономисты назовут еще с пару десятков причин, которые тянут «цивилизованный мир» к экономической пропасти, но достаточно и тех, что назвал я. В принципе, того, что грядет буря, уже никто и не скрывает.
И есть еще один важный вопрос — а как с этой бурей бороться? В 2008 году запустили «количественное смягчение», то есть просто включили печатные станки и начали заваливать рынки денежной массой.
Но как быть сейчас, в условиях падения реального сектора экономики и бушующей инфляции? Подобная мера в нынешних условиях не поможет преодолеть кризис, а будет подобна тушению пожара бензином.
Впрочем, я не удивлюсь, если руководители западных экономик поступят именно по этому шаблону. Потому что все их действия показывают, что они руководствуются исключительно определенными паттернами, без учета существующих реалий.