На фото: истребитель F-35 (Фото: ZumaTAСС)
За американским истребителем пятого поколения тянется шлейф катастроф и поломок
Менее 30 процентов истребителей F-35 способны выполнять все свои задачи, признается генерал-лейтенант Майкл Шмидт в письменных показаниях, подготовленных для слушаний в Комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса. Парк «тридцать пятых» в США насчитывает более 540 машин. Часть из них, по-видимому, вообще не пригодна для полетов.
В данном контексте нелишне вспомнить, что чуть больше месяца назад Оттава объявила о заключении соглашения с американским правительством и компаниями Pratt & Whitney и Lockheed Martin, предусматривающего приобретение в интересах национальных Военно-воздушных сил 88 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A Lightning II.
Хотя накануне Нового года еженедельник Defence News, сославшись на источники в Пентагоне, сообщил об очередной приостановке эксплуатации F-35, «самого проблемного из существующих и самого дорогого из проблемных». Причина — крушение истребителя, совершавшего вертикальную посадку на аэродром авиабазы Форт-Уэрт (Техас) в середине декабря.
А в июле прошлого года Госдеп США и DSCA (Агентство по оборонному сотрудничеству) одобрили продажу таких же «Молний-2» Германии. Занимавшая тогда пост главы оборонного ведомства ФРГ Кристина Ламбрехт и начальник штаба немецких ВВС генерал-лейтенант Инго Герхартц в обоснование своего достаточно противоречивого решения заявили о «необходимости единения внутри Североатлантического альянса и наличия в составе Люфтваффе носителя ядерного оружия как фактора, сдерживающего агрессию Российской Федерации».
Абстрагируясь от маразматичности аргументов, отметим, что $8,4-миллиардный контракт предусматривает еще и поставку сопутствующего оборудования и боеприпасов.
Кстати, ни одной из европейских компаний не представился даже призрачный шанс попасть в число производителей, между которыми и будет распределена основная часть прибыли. Максимум, на что могут надеяться союзники, — кооперация второго, а то и третьего уровня и, соответственно, не более 15% многомиллиардного финансового «пирога».
Таким образом, в ближайшие 10−15 лет военное подразделение Lockheed Martin будет в шоколаде. Что касается ВВС европейских «союзников», то для них приготовлена другая субстанция, похожая на шоколад, но с дурным запахом.
Но вернемся к истории F-35 Lightning II, позиционируемого как «супер-самолет-невидимка».
В апреле 2022 года в конструкции «Молний» была обнаружена проблема в функционировании системы аварийного покидания самолета. Как выразился представитель Martin-Baker, компании-производителя кресел, «при проведении плановой проверки выявлена аномальная работа устройства, приводимого в действие пиропатроном, установленным в сиденье».
Но выявление дефекта не стало причиной приостановки эксплуатации самолетов. Лишь 19 июля, то есть через три месяца, Martin-Baker обнаружила сбой в работе производственной линии. Офис объединенной программы F-35 инициировал проверку пиропатронов на всех F-35А. Но командованию ВВС понадобилось еще 10 дней, чтобы остановить полеты «невидимок».
В целом после запуска «Молнии-2» в серию в ее конструкции обнаружен 941 критически важный дефект, «негативно сказывающийся на боевой готовности, потенциальных возможностях и техническом обслуживании». При этом на январь 2021-го как минимум 871 из них не был устранен, о чем сообщается в отчете, опубликованном испытательным управлением Пентагона. В том же документе указано, что за год устранено всего два дефекта.
Однако конструкционные недостатки и связанные с их устранением проблемы — не единственные препятствия, возникшие при реализации оцениваемой в $398 млрд программы F-35. На проект, всесторонне поддерживаемый и Конгрессом США, и командой Байдена, элементарно не хватает денег. Причем в таком количестве, что даже Пентагон вынужден признать: «гордость» американского авиапрома «погрязла в неразрешимых проблемах».
Далее только факты:
23 июня 2014 г. самый дешевый вариант ($84,3 млн) самолета F-35А из состава 58-й эскадрильи ВВС США был списан по причине возгорания силовой установки. Ущерб оценен в $50 млн.
23 сентября 2016 г. по той же причине во время взлета с аэродрома авиабазы Маунтин-Хоум (Айдахо) загорелся приписанный к 61-й эскадрилье F-35A.
27 октября 2016 г. F-35B 501-й учебной эскадрильи ударных истребителей ВМС США запросил аварийную посадку в Южной Каролине из-за неисправности приведшей к пожару электропроводки.
22 августа 2018 г. F-35А из состава упоминавшейся 58-й эскадрильи совершил аварийную посадку из-за неисправности оптико-электронной локационной системы EOTS.
В сентябре 2018 г. при дозаправке в воздухе получил критические повреждения палубный F-35C.
В апреле 2019 г. тренировочный полет F-35A 302-й эскадрильи ВВС Японии закончился крушением.
В мае 2020 г. на авиабазе Эглин (Флорида) F-35A разбился, заходя на посадку. В том же году самолеты данной серии «отличились» еще одним крушением и двумя предпосылками к летным происшествиям (одна аварийная и одна жесткая посадка).
12 марта 2021 г. F-35B, приписанный к 1-й испытательной и оценочной эскадрилье США, получил критические повреждения, стреляя из собственной пушки.
13 июля 2021 г. сразу две «Молнии» F-35B были поражены в полете молнией природной.
С осени 2021 г. истребитель-бомбардировщик пятого поколения демонстрировал миру свои способности к «прыжкам в воду». 17 октября F-35B ВМС Великобритании нырнул с палубы авианосца Queen Elizabeth в Средиземное море. А 25 января 2022 г. в Южно-Китайском море в идеальных погодных условиях «не смог приземлиться» на палубу авианосца USS Carl Vinson американский F-35C.
До сих пор специалисты Национальной комиссии по безопасности военной авиации не назвали причины крушения F-35 на ВПП авиабазы Хилл (Юта), произошедшего в октябре 2022 г.
Наконец, декабрь 2022 г. ознаменовался сразу двумя летными происшествиями: аварийной посадкой на авиабазе Кадена (Окинава) и уже упомянутым крушением на Форт-Уэрт.
Кстати, по информации Пентагона, 46 F-35 вышли из строя из-за проблем с силовой установкой. Но самое большое недоумение любого мало-мальски знакомого с авиационной спецификой человека должна вызывать названная ведомством причина проблем: «неожиданный износ».
Похоже, F-35 претендует перехватить у приснопамятного «Старфайтера» прозвище «летающий гроб». Во избежание обвинений в предвзятости приведем мнение экс-министра обороны США Патрика Шанахана. Он назвал программу F-35 провальной.
Напомним, что, кроме основного заказчика F-35 — ВВС, ВМС, Корпуса морской пехоты и Нацгвардии США, в перечень эксплуатантов поначалу вошло всего 11 стран. Из которых семь — члены НАТО (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Италия, Польша, Дания, Германия) и четыре — государства-марионетки (Южная Корея, Япония, Австралия, Израиль).
Белый дом не захотел мириться со столь неудовлетворительным состоянием военно-технического «сотрудничества» с союзниками, а потому, после разъяснительной работы, «добровольное» желание приобрести супер-самолеты выразили Греция (20 единиц F-35A до 2028 г.), Чехия (24), Бельгия (34), Финляндия (64, начиная с 2026 г.) и даже якобы нейтральная Швейцария (36).
Виталий Орлов