Разгильдяйство по-европейски

_______________




Наверное, современный мир, как это ни печально, соткан из военной силы и контроля над средствами пропаганды, которые иногда притворяются СМИ. Только в таком мире старик с прогрессирующей деменцией и проблемами с вестибулярным аппаратом способен толкать демагогические речи под аккомпанемент театрально радостных детей, естественно, инклюзивного толка, т.е. с африканцами, азиатами и неожиданно затесавшимся мальчиком европеоидной наружности…

И ему аплодировала дежурно собранная Варшава. Более того, ему аплодировали даже в США. Правда, за маленьким исключением. Вряд ли столь бодрый оратор смог порадовать жителей Огайо, за окнами которых медленно проплывал химический дым. Сомнения и в «патриотизме» жителей Флориды, у которых уже почти две недели полыхает завод по переработке отходов со всеми характерными «ароматами».

Но не стоит думать, что дедушку, пережившего столько нелепых падений, может расшатать какая-то там череда аварий. Во-первых, СМИ под Демпартией. Во-вторых, захват Капитолия с его внезапными смертями участников могут и повторить. И, в-третьих, все на свете, и даже бабушки на скамейке, знают, что разгильдяйство может быть только в России — никак не в США, не в Европе!

Веками эта «аксиома» ковалась Западом, пока не перестала требовать доказательств и хоть малейшей аргументации. Что вы говорите? В Калифорнии пожары уничтожили свыше полумиллиона гектаров и 2 000 домов? О чём вы? Байден на саммите заявил, что у Путина «тундра горит» — вот это правда беда!

И кому какая разница, что Фукусима, построенная американцами, до сих пор радиоактивную воду подпускает в океан, что радиационный купол на острове Рунит начал трескаться, а могильник Хэнфордского комплекса уже рушится вблизи реки Колумбия? Ведь сняли же сердобольные янки на канале HBO сериал «Чернобыль» с «настоящей правдой», выжимающей розовые слезы из блогеров, разведённых барышень и прочей «прогрессивной общественности». И этого с общественности хватит.

Но оставим наших американских «друзей» за океаном самим решать, чихать или чесаться… Важнее наши близкие соседи в Европе, которые впитали миф о русском разгильдяйстве не менее солидно и, также как и «старшие товарищи» из-за океана, сделали из него своеобразную информационную защиту, так сказать, и для внутреннего, и для внешнего пользования.

«И знал ли агнец наш святой зеленой Англии луга?»

Старая «добрая» Англия с её хищным оскалом империи, некогда железной рукой наводившей порядок от Австралии до Канады, уж точно должна быть оплотом порядка и рационализма. А уж если что и случается, то прибежит Шерлок Холмс и всё уладит, или же на самый крайний случай ему поможет его коллега по опасному бизнесу бельгийский гастарбайтер Эркюль Пуаро.

Увы, по уровню головотяпства британцы вполне могут потягаться в XXI веке с бывшими колонистами из США. На протяжение последних двадцати лет Лондон регулярно потряхивает от «атомных» скандалов.

В 2005 году ежегодная проверка выявила пропажу 30 килограммов плутония на АЭС Селлафилд, т.е. того самого плутония, который используют для создания атомных бомб. И 30 килограммов вполне достаточно, чтобы смастерить около семи адских игрушек. Впору бы поднять колоссальный скандал, но британцев успокоили весьма специфическим образом.

Компания British Nuclear Fuels, управляющая станцией, заявила, что недостача выявлена не в первый раз, и то, что чего-то там недосчитались, ещё не значит, что это пропажа. Мол, ну закатилось под стол, баба Маня, уборщица, позже найдёт. И, как ни странно, это сработало. Британцы, бьющиеся в истерике от слова «Чернобыль», вполне свыклись с таким положением.

Однако теряется в Британии не только начинка для атомных бомб, но и радиоактивные отходы. В 2013 году после проведения очередной инвентаризации оказалось, что в Британии куда-то делась крупная часть ядерных отходов, в которую входили такие материалы как уран, плутоний и цезий-137. При этом официальные лица не сразу начали искать пропавшее «добро». В первую очередь власти принялись перекладывать вину с одной госструктуры на другую. Так, национальная комиссия здравоохранения и безопасности заявила, что ответственность за эти материалы лежит на тех, кто с ними работает, а наше дело посчитать!

Главное же, что никаких организационных выводов по факту регулярной недостачи радиоактивных материалов сделано не было. Всё поглотил густой информационный лондонский туман. И уж точно никто никакой слезливый сериал, пугающий до заикания современных «ютуберов», снимать по этому поводу не станут.

Конечно, можно предположить, что всё это лишь легендированная операция по переброске нужных материалов не менее нужным людям. Но то, как чопорная и обстоятельная, как нам казалось, британская публика всё это приняла, говорит о многом.

Некоторые «европейские окна» лучше иметь в виде форточки…

Основными конкурентами Британии являются, безусловно, Франция и Германия — локомотивы Западной Европы. И несмотря на очевидные успехи, правда, медленно меркнущие, у этих «локомотивов» тоже далеко не всё радужно и с колёсными парами, и с паровым котлом, да и сам машинист не всегда в форме.

И начнём мы, конечно, с Германии, в которой сейчас брызжет слюной вечно «зелёная» Анналена Бербок. Неофициальным памятником бесхозяйственности, коррупции и всё тому же разгильдяйству страны, когда-то ассоциировавшейся с прусской дисциплиной и педантичностью, является аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта.

В 1991 году была основана компания Berlin Brandenburg Flughafen Holding GmbH, которая и должна была дать старт строительству аэропорта. Но первый камень фундамента из-за политических перипетий и бюрократии заложили только 2006 году.

Описывать все этапы этой трагикомедии не имеет смысла. Укажу лишь только несколько кричащих фактов. Само строительство растянулось на 30 лет! А бюджет за это время вырос с около 1,5 млрд. до 6 млрд. евро, по другим данным итоговая сумма составила 8 млрд. В какой-то момент казалось, что эта чёрная дыра начнёт угрожать уже бюджету самой Германии.

И вот в 2020 году аэропорт официально открыли. Казалось бы, истории позора конец, но не тут-то было. Оказалось, что часть оборудования все еще работает на Windows XP, т.е. на операционной системе, поддержку которой компания Microsoft прекратила. Также обнаружились проблемы с работой… туалетов, а руководство аэропорта мигом сообщило, что им требуется ещё около 500 млн. евро, чтобы довести всё до ума.

Более чем жёстко высказался берлинский журнал Focus: «Тот, в честь кого назван аэропорт, переворачивается в гробу: аэропорт имени Вилли Брандта — это отлитый в бетоне памятник расточительству, коррупции, неэффективности и политической близорукости».

Суть состояла в том, что большинство немецких экспертов согласились с печальным фактом: аэропорт никогда не окупится в принципе. В 1991 году Германия и вся Западная Европа находились, как им казалось, в зените славы. Они откровенно злорадствовали над руинами СССР, находились в состоянии самоупоения и поздравляли друг друга с «победой». Новый аэропорт должен был стать социально-пропагандистским памятником «Новой Европы», но, кажется, что он может стать просто ещё одной надгробной плитой.

Не менее занимательны дела и во Франции, которая не просто была колониальной империей, но отчасти ею и осталась, несмотря на катастрофический наплыв мигрантов. Но в этой замечательной стране памятником халатности стал… собор Парижской Богоматери, точнее, пожар в соборе.

Конечно, форс-мажор — явление международное и от пожара никто не застрахован, но суть не в самом пожаре, а в том, как службы и всё общество на него отреагировали. Впервые о необходимости реставрации заговорили ещё в 2014 году, но лишь спустя два года начался сбор средств. При этом в смету ребята по традиции не уложились. И вот полыхнуло!

Во-первых, первые пожарные появились на месте трагедии только спустя 40 минут после возгорания! Уже интересно, учитывая, что собор находится в трёх километрах от Елисейского дворца. Тут и халатность сотрудников, и неспешность огнеборцев.

Во-вторых, пожарные бились с огнём целых 14 часов, несмотря на то что за год провели две тренировки по борьбе с пожаром именно в соборе Парижской богоматери. А заливали огонь водой из… Сены, хотя, учитывая наличие свинца в материалах собора, гораздо эффективнее тушить подобное пламя пенными или порошковыми огнетушителями. Позже всё это списали на недостаток материального обеспечения пожарных.



В-третьих, позже выяснилось, что рабочие могли себе спокойно позволить и закурить во время работы. Курящие работники и многочисленные строительные леса — так себе компания…

А что общество? А общество в это время чуть ли не с восторгом фотографировались на фоне горящего мирового наследия. Особенную радость проявляли «новые французы», те, кто чуть смуглее и частенько предпочитают говорить по-арабски. Конечно, были и французы старой школы, с ужасом глядящие, как погибает их наследие, но остановить эту разудалую вечеринку они уже не могли.

Южная «лёгкость»

Южная Европа уже давно для знающих людей стала синонимом лени, халатности и шалопайства. От Испании до Греции страны регулярно клянчат средства у ЕС. И ни конца ни края этому не видно. Частенько это списывают на южную «лёгкость» и благополучный климат, что, естественно, чушь, т.к. жёсткая Римская империя руководила жёсткой рукой отнюдь не из Скандинавии.

Однако, факт остаётся фактом. Южная Европа даст фору в своей расхлябанности иным другим европейским регионам. К примеру, в начале этого года грандиозный скандал разразился в Испании. В 2020 году власти испанских провинций Астурия и Кантабрия заказали несколько десятков узкоколейных поездов. И вот, когда заказ был фактически готов, выяснилось, что поезда… не помещаются в тоннели из-за ошибочных измерений!

С размерами в Испании вообще какая-то беда. В 2018 году новейшая подводная лодка S-80 Isaac Peral, на которую спустили 4 млрд. евро, не поместилась в предназначенный для нее док. В итоге придётся выделить ещё 2 млрд. евро, чтобы его расширить.

И если в Испании частенько разгильдяйство оборачивается банальной коррупцией, то вот в Италии в 2018 году это обернулось смертью более 40 граждан. Именно в 2018 году в Генуе рухнул «Мост Моранди». Позже выяснилось, что за конструкцией, располагающейся на высоте 90 метров, недостаточно следили, о чём заявил министр транспорта и инфраструктуры Данило Тонинелли. Впрочем, компания, занимающаяся содержанием объекта, на чистом глазу сообщила, что мост был в порядке.

А вот безалаберность в Греции уже притча во языцех. И знаменитое выражение «в Греции есть всё» уже давно произносится с ехидной иронией.

В 2018 году район города Неа-Макри Матион практически полностью выгорел. В пожарище и от ожогов погибли свыше ста человек. Причины такой трагедии зиждутся в халатности почти на всех уровнях. Во-первых, сами местные жители, несмотря на регулярные смертоносные лесные пожары, почти никак не отреагировали на сигнал тревоги. Во-вторых, местные законы запрещают самостоятельно спиливать засохшие сосны или хотя бы удалять усохшие ветки — со всеми вытекающими последствиями. В-третьих, в этом регионе до сих пор наблюдается хаотичная застройка, что превращает район в лабиринт. И, наконец, в-четвёртых, местные пожарные опять оказались не на высоте, не считая постоянного недофинансирования.

Проблемы в Греции и с железнодорожным транспортом. И проблемы эти глубоко системные, что в начале этого года привело к трагедии. Недалеко от города Лариса следовавший из Афин в Салоники пассажирский поезд на полном ходу столкнулся с грузовым составом в прямом смысле лоб в лоб. Погибло около сорока человек.

Причины оказались самыми разнообразными. Тут и неадекватное управление данного участка со стороны железнодорожной компании Hellenic Train services, которая недавно была приватизирована. Здесь и отсутствие современной сигнализации. И откровенно халатное отношение властей. Так, один из чиновников оправдывал бардак на железных дорогах тем фактом, что «Греция огромна, и ею трудно управлять, особенно сейчас». В итоге же всё утонуло в бюрократической возне и череде митингов и забастовок…

Когда открытка подменяет реальность, можно заблудиться…

Конечно, я привёл лишь самые кричащие факты европейской реальности, через которые тем или иным образом отразилась халатная неприглядность Европы.

Так, можно вспомнить, что во многих странах Европы отсутствует система центрального отопления. А для замерзающих граждан можно продолжать петь песню о праве выбора «комфортной» температуры, которую не навязывает поставщик услуг.

С не менее интересным проявлением европейских реалий столкнулись и друзья-судоводители автора. Так, во время смены экипажа моим знакомым пришлось остаться на время в одной из солидных гостиниц во Франции. Каково же было их удивление, когда они столкнулись с медленным, как инвалидная черепаха, интернетом, а также не обнаружили ни одного стеклопакета в номерах, поэтому воздух под вечер был отвратительно стылым, а спали парни одетыми под одеялами. Ещё больше их шокировала реакция ресепшена — сотрудники вообще не сразу поняли, о каких стеклопакетах идёт речь!

И, как ни странно, но и это в Европе покрывают демагогией о борьбе за экологию и более «натуральные» материалы. Уверен, что зябнущие по ночам европейцы не столь радостно принимают такую борьбу за «экологию».

Неадекватные цены на парковку, отсутствие ванных, которые заменяют душевые кабинки, почти нулевая цифровая инфраструктура и жуткая бюрократия — всё это превосходно забетонировано постоянно культивируемым чувством исключительности, чувством нахождения в центре цивилизации и ощущением прав на недоступные простым смертным некие «высокие технологии». И это отнюдь не шапкозакидательские настроения автора — это объективная реальность.

Долгое время этот репутационный актив замечательно работал на Европу. Закомплексованные жители планеты, как обезумевшие, мечтали отправиться на отдых непременно в Европу, несмотря на завышенные цены. Политики всех мастей тянули свои страны непременно в ЕС, часто вопреки объективным экономическим интересам. Да и зачем далеко ходить? Мы сами, словно загипнотизированные удавом кролики, долгие годы выстраивали энергетическую и транспортную инфраструктуру с оглядкой на Брюссель, Париж и Берлин.



Более того, когда требовалось заказывать то или иное оборудование, то по умолчанию рассматривали европейских поставщиков, а не более дешёвую альтернативу при одинаковом качестве. И самое вредное для нас было то, что мы стремились повторять за Европой самые нелепые авантюры — от системы образования до здравоохранения.

Да и на обывательском уровне был выдрессирован некий глубинный комплекс. Бутылки «испанского» или «французского» вина сметали с полок, несмотря на то, что это пойло, бережно выдержанное трудолюбивым европейским крестьянином, физически не может стоить 400 рублей. Любые отвратные сыры, третьесортные конфеты, прогорклые конфитюры — всё находило покупателя, стоило лишь наклеить «Made in EU».

Но опасность открыточного мышления и репутационного актива в том, что в определённый момент времени можно самому поверить в реальность этого иллюзорного мира. Ведь политики, даже «европейские», тоже спустились не с Марса, а выращивались внутри.

Вот и приходится Шольцу унизительно суетиться между США и Китаем, чтобы выторговать хоть какие-то преференции от своего промышленного краха. И даже в Бразилии Олафа уже не встречают как персонажа в пробковом шлеме. А чиновники из Европы и вовсе вынуждены лебезить перед Ближним Востоком из-за энергоресурсов.

Сможем ли мы сделать выводы из этой ситуации? Не накроет ли нас волна головокружения из-за скатывания Европы на роль аутсайдера? Не кинемся ли мы в очередную крайность в идеализации Востока? Или же, наоборот, через какое-то время снова восторжествует открытка иллюзорной высокотехнологичной и упорядоченной Европы? Вопросы открыты.

Сергей Монастырёв,

специально для alternatio.org

 
 
 
Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.4 (всего голосов: 14).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА