EADaily: $ 73: Индия платит за российскую нефть выше потолка цен с нюансами

_________________



 

 

В январе индийские компании закупали российскую нефть по цене существенно выше потолка, установленного «Большой семеркой». Об этом говорят данные индийского правительства. Однако разница со средней экспортной ценой, которую публикует Минфин, может полностью уходить трейдерам. С одной стороны, они оплачивают транспортировку и страховку, которые не учитываются при лимите цен. С другой — каждый танкер может приносить трейдерам за рейс по $ 10 млн чистой прибыли. И вопрос состоит в том, является ли это дополнительной схемой ухода российских компаний от санкций.

В январе Россия оказалась крупнейшим поставщиком нефти в Индию, обогнав Ирак почти на 14 млн баррелей. Местные компании импортировали чуть больше 44 млн баррелей российского сырья по средней цене $ 73 за баррель. И еще — 8 млн баррелей мазута по $ 53,5. Об этом говорят данные Министерства торговли и промышленности Индии.

Опубликованная индийским министерством стоимость российской нефти оказалась всего на $ 9,5 за баррель ниже стоимости эталонной марки Brent в январе и на $ 13 выше потолка цен, который установила с 5 декабря на российское сырье «Большая семерка». В то же время по сравнению с декабрем российская нефть подешевела для индийских покупателей на $ 6 и оказалась самой низкой среди основных поставщиков нефти в страну. Средняя цена импорта из США составила $ 80,9 за баррель, из Ирака — $ 79, а из Саудовской Аравии — $ 86.

Кроме того, нюанс индийской статистики состоит в том, что ведомство декларирует цену нефти уже со всеми затратами: на доставку и страховку. Поэтому реальная цена, по которой продают сырье российские компании, неизвестна.

Минфин России публиковал, что в декабре — январе среднеэкспортная цена на сорт Urals составила $ 50,47—49,48 за баррель, и, таким образом, реальная скидка к Brent могла достигать $ 32,5—33 за баррель. К котировкам российского министерства, правда, у экспертов и компаний были вопросы, так как они формируются на основании оценки агентства Argus, которое изначально опрашивало трейдеров о цене с доставкой в Италию и Нидерланды, а позже перешло на опросы по стоимости отгрузки в российских портах.

Тем не менее еще в январе вице-премьер Александр Новак докладывал президенту о том, что большая скидка на российскую нефть есть и объясняется она высокими ставками фрахта танкеров, которые устанавливают судовладельцы из-за санкционных рисков.

С одной стороны, время кругового рейса танкера из-за переориентации потоков из Европы в Азию увеличилось с 7−15 дней до 60−70 дней. С другой — размер скидки может говорить о гигантских заработках, которые получают посредники. Как писало EADaily со ссылкой на данные ImportGenius, многочисленные трейдеры обеспечивают большую часть поставок и берут на себя доставку и фрахт. Не исключено, что именно они контролируют серый флот. С точки зрения логистики это выгодно российским нефтекомпаниям, но в этом случае трейдеры могут зарабатывать на каждом танкере класса «Афрамакс» (до 700 тыс. баррелей) $ 16 млн за рейс, тогда как максимальные ставки фрахта не превышают $ 6 млн. А по данным Reuters, раньше и вовсе составляли до $ 2 млн.

Опрошенные EADaily эксперты полагают, что с трейдерами могут быть связаны российские компании, которые таким образом прячут часть доходов от санкционной нефти. Косвенно об этом может говорить то, что российскую нефть из балтийских и черноморских портов по-прежнему перевозят европейские судовладельцы, которые не могут работать при цене выше установленного лимита. В феврале EADaily подсчитало, что греческие танкеры транспортируют до 30% сырья.

В то же время и правительство может быть хорошо осведомлено о ситуации c трейдерами, раз предложило установить фиксированную скидку. Дисконт к Brent, при котором рассчитывают НДПИ, НДД и обратный акциз на нефть, планируют сократить с $ 34 в апреле до $ 25 в июле.

«Такой переходный период применения дисконтов к цене Brent позволит адаптироваться нефтяным компаниям к применению нового порядка расчета налогов на базе котировок Urals», — сообщал Минфин.

При текущей цене Brent $ 78—85 новые правила не будут влиять на санкционность российской нефти, так как ее цена с установленной скидкой будет ниже лимита. В то же время, по данным инвестбанка Goldman Sachs, в четвертом квартале спрос на нефть вырастет и цена Brent превысит $ 100.

Как поведут себя в такой ситуации основные покупатели российской нефти, от которой отказалась Европа? В частности, Индия? Как сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, индийские власти обратились к руководству банков и трейдерам с требованием соблюдать ограничения: «Индия не будет нарушать западные санкции в отношении России, в том числе потолок цен на поставки российской нефти, установленный на уровне $ 60».

Агентство пишет, что Индия провела переговоры с США и другими странами «Большой семерки» на полях совещания глав МИД стран — участниц G20 и стороны остались удовлетворены характером заключаемых Индией сделок.

Реакция российских властей на сообщение Bloomberg оказалась прогнозируемой.

«У нас есть определенные принятые решения на этот счет, решения, принятые президентом России и оформленные документами. Мы будем из них исходить, кроме того, разумеется, ориентируемся в данном случае не на сообщения информационных агентств, а прежде всего на наши контакты с контрагентами в Индии», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Российские эксперты же ставят под сомнение саму информацию Bloomberg. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков замечает, что за нарушение лимита цен третьи страны не попадут даже под вторичные санкции, которые грозят только европейским владельцам танкеров и страховщикам.

«Очевидно, правдивость статьи заключается в том, что США обхаживают Индию и уговаривают их всячески биться за скидку. Ведь в этом и есть смысл потолка цены: чтобы Россия много экспортировала, но мало зарабатывала», — говорит эксперт.

Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин полагает, что индийские компании сами будут выступать за сохранение скидки и поставок, так как дешевое российское сырье приносит им значительные доходы.

«Уже в 2022 году Индия стала успешно заменять российские нефтепродукты в Европе. Учитывая высокую маржинальность производства топлива из дешевой российской нефти, вероятно, стоит ожидать, что Индия продолжит закупку сырья в РФ. Тем более что спрос на топливо в мире растет», — говорит Александр Потавин. Он не исключает, что индийским НПЗ не слишком нравится последняя тенденция на сокращение дисконта Urals относительно Brent: «Если в конце прошлого года скидка достигала 40%, то сейчас, согласно данным агентства Argus, скидка сократилась до 20%. А ведь Индия, скупая дешевую российскую нефть, перерабатывает ее в топливо и продает в Европе и США, получая за это значительную маржу. Отказываться от такого прибыльного бизнеса она не станет».

Как сообщало EADaily, эксперты советуют рядовым россиянам обращать внимание именно на экспортные цены, которые публикует Минфин.

«Именно официальные данные Минфина должны волновать обывателей, поскольку от них зависит наполнение бюджета России», — ранее замечал EADaily Александр Потавин. Он добавлял: «Если предположить сохранение среднегодовой цены российской нефти в районе $ 50 и объема добычи 10−10,5 млн баррелей в сутки, то, исходя из матрицы чувствительности, ранее публиковавшейся Минфином, объем нефтегазовых доходов может составить около 7 трлн руб., что на 1,9 трлн рублей ниже заложенных в прогноз бюджетных нефтегазовых доходов (8,9 трлн руб.)».

 

 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.1 (всего голосов: 9).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА