Бумеранги возвращаются на базу

_________________



Евросоюз, вслед за китайцами, поставил перед собой амбициозную цель - к 2030 году завоевать долю рынка производства микрочипов в 20%. Одним из базовых предприятий в этом плане должен был стать завод компании Intel, намеченный к открытию в Магдебурге (Германия) в 2023 году. Стоимость возведения завода составляло 17 млрд евро (или 18 млрд долларов), из которых 6,8 млрд евро согласилось предоставить немецкое правительство.

Это были планы начала 2022 года, однако с тех пор изменилось слишком многое - теперь стоимость завода оценивают уже в 20 млрд евро, а компания Intel требует еще больших субсидий от государства - при этом начало строительства, намеченное на вторую половину 2023 года, будет сдвинуто на неопределенный срок.

Очевидно, что это связано с опасениями по поводу рецессии в Европе и с геополитическими проблемами - когда у вас уже два десятка стран ЕС перешагнули двузначную планку инфляции, поневоле начнешь свои планы корректировать.

Но есть и еще один фактор, останавливающий американцев. Это стоимость энергии в Европе и неубедительность энергетической политики Евросоюза. К примеру, в летний период закачки природного газа в ПХГ заполняемость составляла 0,2-0,3% от общего объема в сутки. Теперь же отбор газа начинается от 0,5% в сутки и в некоторые особо холодные дни превышает 1% в день.

То, что Германия в субботу запустила первый из пяти регазификационных терминалов, ситуацию не спасает в принципе - предельная мощность всех пяти терминалов вместе не превышает 15 млрд кубометров газа в год. Это 1/10 от того, что Германия получала из России - и американцы вполне справедливо задают вопросы о том, что произойдет, когда ПХГ опустеют. Любой экономический эксперт, следящий за этим рынком вполглаза, с лету выдаст информацию, что у немцев большие проблемы, которые только начнутся в 2023 году - и не нужно забывать, что, несмотря на аномально теплую осень, зима в этом году принялась за Европу всерьез. Тут бы до весны еще дожить, а политическая трескотня в Европарламенте вообще не способствует доживанию до теплых времен.

Но есть и еще одна причина, по которой ведущие американские компании остановили свои инвестиции - и этот фактор куда важнее всех остальных, вместе взятых. Дело в том, что ведущие финансовые менеджеры мира начинают сброс акций на сумму до 100 млрд долларов - говорят, что это своеобразная перебалансировка рынка для более адекватного отражения сложившейся реальности. При этом Уолл-стрит и суверенные фонды благосостояния намерены до конца этого года продать акции на сумму минимум 29 млрд долларов, а пенсионная система США готова "перевести из акций в облигации" не менее 70 млрд долларов.

"Перевести из акций в облигации" означает массовую распродажу почти всех акций (за исключением самых ликвидных) и вложения в долговые бумаги Америки - пенсионным фондам жизненно важно вернуться к своим долгосрочным целям и выйти на уровни доходности сентября 2022 года. Пока рынок продолжает лететь вниз, сделать это невозможно.

Соответственно, в таких условиях разговоры об инвестициях останутся всего лишь разговорами - ни одна из ведущих компаний не берется оценивать уровень падения своей капитализации в результате массовой распродажи акций. Ни одна, даже такой гигант, как Intel.

“Недавняя коррекция фондового рынка и рост облигаций согласуются с гипотезой перебалансировки”, - заявил Винсент Делуард, макростратег StoneX, который прогнозирует, что часть перебалансировки уже произошла на этой неделе. “Инвесторам пришлось продавать акции и покупать облигации, чтобы вернуться к цели. Имеет смысл, чтобы это продолжалось до конца года ”.

Что еще важно: американские политики продолжают настаивать на резком ужесточении кредитно-денежной политики, рискуя при этом рецессией и сокращением числа рабочих мест в США - что же касается Евросоюза, то его вопли давно уже никто не слушает.

И все эти угрозы решительно размежеваться тоже не оказывают влияния - не на тех напали, не на того верблюда ярмо. ФРС продолжает политику выкачивания капиталов из Европы, несмотря на любые возражения, даже высказанные на прекрасном французском или чистейшем немецком - у США сейчас свои проблемы, которые необходимо решить в срочном порядке. И даже факт того, что перебалансировка рынков запросто может обрушить один из системных европейских банков, никого уже остановить не в состоянии - в конце концов, какое дело Вашингтону до падения какого-то там Credit Suisse или Deutsche Bank.

Согласно расчетам JPMorgan, японский GPIF на 1,6 триллиона долларов, крупнейший пенсионный фонд в мире, должен был бы продать акции на 17 миллиардов долларов, чтобы вернуться к целевому распределению активов. Норвежский нефтяной фонд стоимостью 1,3 триллиона долларов может перевести 12 миллиардов долларов из акций в облигации.

Целевое распределение - это 60% акций и 40% облигаций. Суверенные и пенсионные фонды позарились на ловушку с падающими акциями, что и привело к нарушению внутренних балансов - а так как акции летят вниз, начиная с декабря прошлого года, попытка погреть липкие ручки явно не задалась.

Беда в том, что текущая распродажа - крупнейшая с 2008-2009 годов. Глава ФРС откровенно кручинится, не в силах повлиять на ситуацию - и, самое главное, ФРС уже никак не способна воздействовать на состояние рынков. Палка-выручалка сломалась окончательно, методами количественного смягчения уже никого не проймешь - поэтому Джерому Пауэллу только и остается, что отрешенно следить за творящимся вокруг него карнавалом. И все равно, это далеко еще не все значимые факторы, влияющие на деловую активность транснациональных компаний.

Полагаю, народ давно уже в курсе, как автор канала относится к "зеленой повестке" - по моему мнению, это самая большая политическая афера 21 века, призванная унасекомить особо непокорные страны с помощью нерыночных механизмов влияния.

Промышленно развитый мир выбрасывает углекислый газ и другие парниковые газы быстрее, чем их можно сдерживать на протяжении веков. Изменение климата и растущее недовольство населения неадекватными ответными мерами подталкивают страны к принятию мер или, по крайней мере, заявляют, что будут. Углеродно-нейтральный статус, также известный как климатически нейтральный или нулевой чистый уровень, в настоящее время является юридическим требованием в некоторых странах, в то время как европейские власти принимают законодательство, чтобы стать первым континентом с нулевым чистым уровнем. Даже нефтяные компании начинают действовать.

На первый взгляд, все в духе времени, но вот что мы читаем далее, в ответ на вопрос, сформулированный вот так - "Это все просто разговоры?":

Это большой вопрос. Любая страна может уменьшить свой углеродный след, переложив бремя, например, свернув загрязняющие отрасли у себя дома, но покупая те же продукты из-за рубежа.
Программы компенсации выбросов углерода также подвержены ошибкам, поскольку нет механизма, гарантирующего законность закупок.
И законодатели могут давать амбициозные обещания, зная, что они покинут свой пост до наступления каких-либо крайних сроков. Скептики называют экологические обещания ради хорошей рекламы “зеленой промывкой”.
Тем не менее, политики принимают во внимание общественное мнение о том, что изменения происходят быстро, о чем свидетельствует глобальный рост волны протестов и поддержка активистов, таких как шведский подросток Грета Тунберг.
Бывший вице-президент США Джо Байден предложил климатический план, который включал в себя безуглеродную электрическую сеть к 2035 году, принес 2 триллиона долларов расходов, связанных с климатом, в течение следующих четырех лет.

Сдается мне, что это первый сдвиг по фазе. Пока не очень заметный, но уже весьма характерный - если уж либеральные СМИ начали задавать вопросы о том, не является ли все происходящее "зеленой промывкой" мозгов, то дело действительно швах.

И ведь суть даже не в том, что "цивилизованный мир" принялся чадить почище старомодного паровоза - суть в том, что все это делается ради целей, недостижимых в принципе.

В сентябре выбросы сажи в Германии составили 745 грамм на душу населения. в Ноябре они выросли уже до 765 грамм на душу - и вот как выглядит карта выбросов в Европе сегодня:



Здесь все понятно - чем темнее страна, тем больше у нее выбросов. Поляки и немцы вышли в безусловные лидеры, растопив свои угольные станции - и вот теперь, глядя на эту замечательную карту, стоит задать вопрос: а оно того стоило, чтобы ссориться с Россией?

Британцы тоже на пути к "чистому нулю" - и если все пойдет так и дальше, то скоро по окрасу они догонят и перегонят немцев. Хотя бы потому, что на Островах стоимость газа всегда была в несколько раз выше, нежели на материке. Судя по всему, красавчик Риши Сунак начал вести себя, как в родной Индии - а в родной Индии всегда тепло и снег там видели только по телевизору. И только те, у кого этот телевизор еще есть.

Но вот в чем еще маразм: Более 80 компаний, включая Enel, Danone и L'Oreal, присоединились к Инициативе "Научно обоснованные цели", обязывающей достичь чистого нуля к 2050 году.

We Mean Business - это глобальная коалиция некоммерческих организаций, работающих с самыми влиятельными компаниями мира для принятия мер по борьбе с изменением климата. Коалиция объединяет семь организаций: BSR, CDP, Ceres, команду B, Климатическую группу, Группу корпоративных лидеров Принца Уэльского и Всемирный деловой совет по устойчивому развитию. Вместе мы стимулируем действия бизнеса, чтобы стимулировать политические амбиции и ускорить переход к экономике с нулевым выбросом углерода.

Понятно, что это тоже политическая трескотня в чистом виде, однако и она имеет свои глубокие последствия - к примеру, западные нефтяные и газовые компании, присоединившиеся к We Mean Businessв 2019 году, значительно снизили инвестиции в развитие своей инфраструктуры. Зримые итоги этого мы сейчас и наблюдаем на энергетическом рынке Евросоюза и остального мира.

Именно поэтому Tesla предпочитает собирать свои электромобили в Китае, не слишком заморачиваясь соблюдением экологических норм. Именно по этой причине все больше европейских и американских компаний открывают заводы в Юго-Восточной Азии - в конце концов, кроме Китая, там есть Вьетнам, Таиланд, Индонезия и прочие любители заработать на производстве высокотехнологичной продукции.

Intel тоже хотел бы в Азию,но это как раз тот случай, когда политика прямо влияет на экономику. Впрочем, с ухудшением ситуации все еще может измениться - и никто не исключает, что где-нибудь в предгорьях Тибета скоро появится завод, выпускающий микрочипы под экзотическим именем.

Особенно если у немцев все-таки не хватит газа до весны. Вот это будет то еще кино и немцы.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 19).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА