Европейский союз сократил свою зависимость от российских энергоносителей в этом году, запретив импорт угля и готовя нефтяное эмбарго. Но один продукт процветает и вряд ли столкнется с бойкотом ЕС в ближайшее время.
Импорт сжиженного природного газа из России вырос примерно на 40% за год, поскольку покупатели пытаются заменить сокращающиеся трубопроводные потоки. Это горькая пилюля для многих в блоке, который ввел жесткие санкции против Кремля, чтобы лишить его средств. ЕС потратил €12,5 млрд ($13 млрд) на российский СПГ с января по сентябрь — в пять раз больше, чем годом ранее.
Растущий спрос со стороны таких стран, как Франция и Бельгия, помог сделать Россию поставщиком СПГ No 2 в Северо-Западную Европу в этом году, значительно отстав от США, но опередив Катар, показывают данные по отслеживанию судов и портам.
До февраля трубопроводный газ из России был крупнейшим источником топлива в Европе. С тех пор , регион был вынужден ввозить больше СПГ - из России и всего мира - чтобы держать свет включенным и пополнять зимние резервы.
«Российский СПГ должен продолжать поступать», — сказала Анн-Софи Корбо, исследователь Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета. «Нам это нужно на мировом балансе СПГ: он уже достаточно сложный, как он есть. Я думаю, что большинство европейских стран действительно рады закрыть на это глаза».
Среди европейских стран только Великобритания и страны Балтии перестали покупать российский СПГ. В отличие от этого, ограничения на российскую нефть получили широкое распространение. Запрет ЕС должен вступить в силу 5 декабря.
Полное эмбарго на российский газ никогда серьезно не рассматривалось, учитывая дефицит глобальных поставок и потенциал дефицита в следующем году. Тем не менее, ЕС приложил усилия, чтобы найти альтернативные поставки. В марте блок пообещал заменить почти две трети своего импорта газа из России в этом году, причем большая часть новых объемов будет поступать в виде мирового СПГ.
Российский газ в настоящее время составляет менее 10% поставок топлива в регион, по сравнению с более чем третью в прошлом году, но доля СПГ в поставках России близка к половине.
Поставки по всей Европе далеко не равны, свидетельствуют данные отслеживания судов. Поскольку Великобритания отказалась от российского СПГ, грузы нашли дом в других местах, причем поставки страны в бельгийские порты более чем удвоились с января по октябрь, а импорт Франции вырос на 60%.
«Мы никогда не объявляли о какой-либо работе над запретом на российский газ, и это не изменилось», — сказал Эрик Мамер, главный пресс-секретарь Европейской комиссии, на брифинге 25 ноября.
Большинство мировых поставок СПГ заключены долгосрочными контрактами, причем продавцы часто являются крупными транснациональными корпорациями, в целом свободными от государственного контроля.
Например, французская TotalEnergies SE владеет 20% акций «Ямал СПГ», крупнейшего производственного объекта России. В то время как компания приостановила новые инвестиции в России и продала некоторые активы в стране она пообещала остаться на Ямале, чтобы помочь обеспечить поставки газа в Европу - до тех пор, пока позволяют санкции. Total также владеет 19% российского ПАО «Новатэк», которое контролирует проект.
«В нынешних условиях не может быть «хороших» и «плохих» СПГ-проектов», — заявил генеральный директор «Новатэка» Леонид Михельсон.в октябре. Компания также наращивает мощности, а разработка гигантского «Арктик СПГ 2» начнется уже в следующем году.
Государственный энергетический гигант ПАО «Газпром», главным образом поставщик трубопроводного газа в Европу, также начал отправлять СПГ в регион. Хотя его масштабный проект «Сахалин-2» на Дальнем Востоке России обычно отправляет грузы в Азию, новый, меньший объект на побережье Балтийского моря в России отгрузил свои первые поставки в Грецию.
Это не значит, что Россия не будет ограничивать поставки СПГ в будущем. Некоторые покупатели также опасаются, что правительство может потребовать рублевых платежей за СПГ, как это было с трубопроводным газом еще весной, но пока такого решения нет.
Влияние растущей торговли СПГ на бюджет России неясно, хотя правительство устанавливает более высокие налоги на экспортеров топлива. И хотя Москва отправляет меньше трубопроводного газа в Европу, у нее будет эффект от сногсшибательных рыночных цен.
На данный момент, похоже, у Европы нет другого выбора, кроме как продолжать покупать российский сжиженный газ. Поскольку потребители страдают от худшего кризиса стоимости жизни за последние десятилетия, а высокие цены на топливо приводят к инфляции, энергетическая безопасность является главным приоритетом для правительств во всем регионе.
Газовый рынок «вероятно, будет оставаться жестким до тех пор, пока новые поставки СПГ не станут доступны не ранее 2025 года», сказал консультант Кейт Дуриан, научный сотрудник-нерезидент Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне. «Сомнительно, что ЕС найдет консенсус вокруг ужесточения санкций, которые будут включать российский СПГ».