В среду большая часть Украины осталась без света. Причиной стали удары по энергетической инфраструктуре страны. По словам специалистов, в этот раз были выведены из строя подстанции с наиболее высоким напряжением – 750 кВ, отвечающие за переброску электроэнергии между областями страны. Таким образом, единая энергосистема Украины фактически перестала существовать. Сможет ли Киев её восстановить и как проблемы в энергетике отразятся на ВСУ?
Все атомные электростанции Украины, а также большая часть ТЭС, ТЭЦ и ГЭС были временно отключены в среду. Об этом сообщает Минэнерго Украины. Кроме того, большая часть регионов на сопредельных с Россией территориях осталась без электро- и водоснабжения, во многих населенных пунктах фиксируются аварии.
«Предварительно в одном только Киеве поражены ТЭЦ-5 на Выдубичах (правый берег) и ТЭЦ-6 на Троещине (левый берег). Убедительных доказательств поражения этих объектов пока нет, но власти намекают именно на эти объекты. Также известно об отсутствии водоснабжения, «Киевводоканал» не справляется с нагрузкой, горожане запасаются водой. На какое-то время остановилась работа метро», – рассказал газете ВЗГЛЯД киевлянин Алексей Нечаев.
Также электроснабжение пропало в Киевской, Николаевской, Одесской области, проблемы со светом зафиксированы на Днепропетровщине, Запорожье, а также во Львовской, Ровенской и Волынской областях на Западной Украине. Восток также зацепило: в Харькове, Сумах и Полтаве.
«Можно констатировать, что сегодня наступил тот самый кумулятивный эффект ударов, о котором говорилось с 10 октября: несколько волн ударов последовательно выводили из строя элементы энергосистемы Украины, которая практически в неизменном виде существовала со времен распада СССР», – считает военный эксперт Борис Рожин.
«Сегодня накопительный эффект сказался и всё посыпалось. Естественно, сейчас несколько дней энергосистему будут балансировать путём дальнейшего снижения потребления, но делать это будет сложно, а ВС РФ сохраняют опцию дальнейших ударов по ещё не уничтоженным объектам, что приведет к тому, что следующая волна ударов также будет гасить большую часть Украины», – отмечает эксперт.
По его словам, «в этом деле главное последовательность и методичность, которые мы и наблюдаем в вопросе вывода из строя энергосистемы к началу зимы». Проблемы сказываются и на железной дороге. «Судя по последствиям, накопительный эффект ударов гарантированно роняет теперь и локомотивную электротягу. Не хватает напряжения у них, причем по всему полигону переменного тока и части постоянного в районе Харьковского узла», – пишет Telegram-канал «Блокнот перископа».
При этом, в отличие от ВС Украины, которые безбожно бомбят Запорожскую АЭС, российские удары не затрагивают атомную инфраструктуру. «Россия не выпустила ни одного снаряда по АЭС. Приостановки их работы связаны с разрушением электросетей. Станции по-прежнему могут вырабатывать электричество, но не могут доставить его до потребителей», – отмечают авторы Telegram-канала «Выпускайте Кракена». В то же время отраслевой Telegram-канал «Рыбарь» обратил внимание на тот факт, что
«Наиболее вероятной причиной произошедшего стал вывод из строя питающих подстанций. Это привело к резкому падению потребителей вырабатываемой АЭС электроэнергии, из-за чего дежурные смены были вынуждены заглушить реакторы и перевести их в работу на собственные нужды станций», – добавляют аналитики.
«Не исключено, что энергетики вновь смогут собрать аварийные схемы и возобновить работу части АЭС. Но происходящее является хорошей демонстрацией начала распада единой энергосистемы Украины на отдельные независимые друг от друга «островки», – полагают авторы канала.
На этом фоне власти Украины обсуждают еще большее ужесточение военной цензуры и наказания местных жителей за публикацию информации о «прилетах» по объектам инфраструктуры. Теперь в Раду внесен законопроект, который подразумевает увеличение штрафов и исправительные работы сроком до двух лет.
Тем не менее информация по-прежнему просачивается в соцсети, поэтому можно сделать вывод, что ВС России нанесли удар по наиболее значимым трансформаторным подстанциям, которые перераспределяют электроэнергию между основными генерирующими мощностями – это Южно-Украинская, Ровенская и Хмельницкая атомные электростанции, – и большей частью потребителей.
«При этом целью ракетных ударов в этот раз стали подстанции с наиболее высоким напряжением – 750 кВ, указал собеседник. «До сих пор Украина бравировала тем, что эти подстанции не были выведены из строя, мол, удары не достигли цели. Но дело в том, что предыдущие ракетные удары были щадящего плана: выводили из строя подстанции 110 кВ и 330 кВ», – рассказал газете ВЗГЛЯД специалист по атомной энергетике Алексей Анпилогов.
Подстанций 750 кВ на Украине меньше десяти. Но выход из строя каждой из них – это фактически выпадение сразу нескольких областей, потому что именно такие подстанции отвечают за переброску электроэнергии между областями», – подчеркнул Анпилогов.
По мнению собеседника, Украина не сможет восстановить энергобаланс в разумные сроки. «Мы доподлинно не знаем о повреждениях. Думаю, и энергослужбы Украины еще оценивают последствия ударов. Поэтому пока сложно прогнозировать, сколько продлятся ремонтные работы. Оборудование для подстанций штучное, изготавливается на протяжении от нескольких месяцев до нескольких лет. Сложности могут возникнуть и с доставкой этого оборудования», – считает эксперт.
При этом Анпилогов допускает, что на Украине могут включить резервные мощности, еще незадействованные трансформаторы. «Но проблема для противника в том, что если один раз русские ракеты уже долетели до этих подстанций, а значит, и во второй раз долетят. Поэтому будущее украинской энергосистемы выглядит туманно и печально», – констатирует собеседник.
«На Украине электрифицированная железная дорога: большая часть железнодорожных путей имеет электрификацию постоянным или переменным током. Электрификация зависит от внешних источников. У железной дороги нет своих собственных электростанций. Она запитана ровно через такие же тяговые подстанции, которые сначала забирают электрическую мощность из общей системы, а потом выдают на участки путей, на контактную сеть», – рассказал Анпилогов.
«Если нет мощности в основной энергосистеме, нет мощности в контактной сети. А значит, единственным способом движения на Украине остается тепловозный транспорт, который более-менее автономен. Но и здесь существуют трудности: во-первых, тепловозы имеют меньшую скорость движения; во-вторых, их нужно постоянно снабжать дизельным топливом; в-третьих, они чаще ломаются. Все это будет затруднять логистику ВСУ на Украине самым серьезным образом», – резюмировал эксперт.
Анастасия Куликова