В 2015 году писатель Андрей Ваджра, специализирующийся на тематике социальной психологии, написал статью «Украинский национализм, как он есть», в которой дал глубокий анализ идеологии тех людей, кого принято называть украинскими националистами. В этом материале автор развеивал мифы о природе идеи «украинской нации», в большей степени делая упор на массовом помешательстве общества. Спустя семь лет Андрей Ваджра в интервью ИА Новороссия дал оценку нынешнему украинскому режиму и украинскому национализму, на который он опирается.
ИА Новороссия: Андрей, с момента написания статьи прошло семь лет. Как Вы видите динамику развития украинской идеологии за это время? Меняется ли она, и в какую сторону?
Андрей Ваджра: Я могу сказать, что динамика не меняется с 90-х годов XIX века. Всё, чем сейчас располагает так называемый украинский национализм, создано в конце XIX–начале XX веков. Точку формирования украинского национализма поставил Дмитрий Донцов (публицист, теоретик украинского национализма, основоположник современной версии теории украинского интегрального национализма. – Ред.) и после него ничего нового в этом направлении не происходило.
То, что мы сейчас наблюдаем – это реализация идей Дмитрия Донцова, который даже не придумал и не создал украинский национализм. Он просто концептуально обобщил то, что было придумано и сделано до него в австрийской Восточной Галиции, начиная с поляков, а продолжалось австрийцами и немцами. Донцов это всё просто обобщил, подытожил и концептуально оформил. Современные украинские националисты просто повторяют эти польские и «донцовские» аксиомы, может быть, даже иногда не понимая и не осознавая этого.
Сама концепция украинского национализма не предполагает некое развитие или изменения. Первый тезис – русофобия, Украина − антиРоссия. Второй — всё население, проживающее на территории Юго-Западного края России, который сейчас называется «Украина», объявляется нерусским. Третий – движение Украины в Европу, евроинтеграция в нынешнем представлении.
Украинство никогда не изменится, потому что идеология украинского национализма по своей сути – идеология антиРоссии и антирусскости. Это делалось с целью сепарирования в пользу Запада нынешней украинской территории, другого там ничего нет.
Само население Украины для них – это расходный материал борьбы с Россией. Оно было расходным материалом, как в Восточной Галиции, когда там проводился геноцид во время Первой мировой войны (массовые убийства, первые концлагеря). Это был первый этап этноцида, то есть, переделывание русских в нерусских на этой территории. А продолжение этапа было, прежде всего, в политике ОУН*, прежде всего, ОУН(б) (запрещенная в России организация. – Ред.).
Сейчас мы наблюдаем третий этап, только весь алгоритм украинского национализма конца XIX века наложен на всей территории Юго-Западного края России, называемого сейчас «Украиной».
ИАН: Субъектен ли украинский национализм, или марионеточен? История показывает, что пока Киев не взял его на вооружение как свою социальную опору, украинские националисты не могли победить ни на одних выборах. Есть ощущение, что со сменой режима в Киеве украинский национализм откатился обратно на обочину, или он уже заразил большую часть общества?
А.В.: Украинский национализм и в плане идеологии, и в плане политического движения никогда не был чем-то самодостаточным. Идеология украинского национализма заимствована в Европе, заимствована у определенного ряда европейских философов, из теорий которых Донцов просто вынул некоторые их идеи, и использовал для построения своей концепции.
К моменту начала XX века базовой основой украинского национализма в идеологическом плане стали итальянский фашизм и германский национал-социализм. Эти два идеологических феномена легли в основу украинского национализма.
Как политическое движение украинский национализм тоже не был самодостаточен, он был просто инструментом в руках Австро-Венгрии, потом в руках Второго рейха Германии, а потом уже и Третьего национал-социалистического рейха. По итогу на этот раз инструмент украинского национализма в руках американцев.
Проблема в данном случае не в сути идеологии украинского национализма, а в массовой психологии. Если у вас в руках контроль над средствами массовой информацией, контроль над государственным механизмом физического принуждения, то вы можете вбить в голову основной массе населения какую угодно идею. То есть, с таким же успехом можно большую часть населения переключить на идею каннибализма.
В данном случае не имеет значения идеология. Если вы можете психологически и физически принуждать людей, то значительной части населения вы можете привить любые взгляды на жизнь. Но дело в том, что человек так устроен, что если принуждение снимается, то разрушается и следствие этого принуждения. Человеческая психика – очень гибкая штука: сегодня вы можете навязать человеку одну мысль, но если завтра вы отключаете механизм принуждения, то эта навязанная мысль теряет свою силу, эта мысль перестает принуждать людей к вытекающим из нее действиям.
Украинский национализм не несет в себе полезных вещей для населения Украины, это очень агрессивная, кровавая идеология, иррациональная идеология, причем её иррациональность возведена в принцип. Например, у Донцова идеологическая концепция называется «Чинный национализм». «Чинный» в плане движения, в плане реализации какого-то процесса. Сам Донцов отбрасывал в сторону содержательную основу действий и во главу угла ставил чистый «движняк». Выражаясь современный сленгом: «Движ – всё, цель – ничего».
Феномен современных «украинских активистов» как раз из этой серии: они должны что-то делать, они должны куда-то бежать, что-то кричать. Но направление всей этой активности определяет не украинский национализм, он всегда определялся и определяется тем, кто контролирует вождей украинского национализма – Западом. А для украинцев главное, чтоб они бежали туда, куда им указывают их «провидныкы».
Поэтому, рухнет нынешний политический режим на Украине, рухнет в головах у людей и идеология украинского национализма.
ИАН: Как бороться с украинским национализмом? Среди русских условных «зет-патриотов» распространено мнение, что его можно уничтожить только вместе с его носителями. Павел Губарев недавно сказал: «если украинцы не хотят, чтобы мы их переубеждали, мы убьем 1,5 млн украинцев». Действительно ли это единственный способ, по-Вашему?
А.В.: Я считаю подобную идею глупостью. Все вытекает из вышесказанного. Безусловно, в украинском обществе есть определенная очень тонкая прослойка фанатиков. Их души охвачены идеологией украинского национализма не потому, что она приносит пользу, а потому что их психологическое устройство требует каких-то сверхценных идей. Они не совсем здоровы. Просто так получилось, что эти люди, со своеобразной психикой, оказались под воздействием этой идеологии, а с таким же успехом они могли быть кем угодно, даже патриотами России. Просто так легли карты, судьба сложилась у них так, что их сознание оказались заложников идеологии украинского национализма.
Действительно, эту узкую прослойку не переделать. Это уже их смысл жизни, их мировоззрение, их изменить невозможно. Например, исламистские террористы и экстремисты: с ними нельзя договориться либо переубедить, поэтому их просто уничтожают. Украинские националисты, именно ведущая прослойка (так называемые «провидныки»), «актив», который "поехал крышей" на почве сверхценной идеи, действительно подлежит уничтожению. Они не совсем здоровы психически. Они агрессивны. Им нравится убивать во имя своих идей. С ними невозможно о чем-то договориться. Поэтому, как говорил Сталин, «если враг не сдается – его уничтожают».
Как только источник физического и психологического давления в виде националистов-фанатиков исчезнет, большая часть населения Украины, которая охвачена этой идеологией, мгновенно придёт в себя. Вся идеологическая мишура укронацизма отвалится от его сознания, как засохшее дерьмо. Поэтому убивать миллионами – это полная чушь и бред. Только дурак такое может утверждать! Но определенная часть «упоротых» (я имею ввиду нацистских фанатиков), которых невозможно в чем-то убедить, что-то им доказать, которые не остановятся, которые будут с остервенением пропагандировать свой бред и убивать людей, их придется ликвидировать. Иного варианта нет. Это просто технический вопрос.
ИАН: Недавнее освобождение «азовцев»* – что, по-Вашему, это было? Насколько это укрепило украинский национализм на Украине и ударило по русскому обществу?
А.В.: Фанатики не зависят от фактов. Основная масса населения Украины, которая находится под пропагандистским давлением, тоже не зависит от фактов. Поэтому, не имеет значения, что там было с «Азовом» (запрещенная Минюстом России организация. – Ред.), даже если бы «азовцы»* были великими героями, это ни на что не влияет.
В данной ситуации «азовцы»* проявили себя трусами, которые сдались в плен – они не умерли. Хотя в рамках их идеологической доктрины украинского национализма, они должны были все там сдохнуть, показав пример великого героизма. Самим фактом своей трусости, своего предательства их «великой идеи» они отрицают идеологию украинского национализма, который не предполагает сдачу в плен к презренным «оркам», к «русским недочеловекам», не предполагает признание поражения, он предполагает лишь держаться до конца – либо победить, либо погибнуть. А они сдались, тем самым, опозорили себя перед лицом «нации».
ИАН: Допустим, Россия проиграла войну, украинские нацисты получили карт-бланш. Какими могут быть их следующие действия? Откат обратно в маргиналы или продолжение украинизации? Примутся за цыган и венгров?
А.В.: Этот вопрос построен на допущении, которое в принципе невозможно. Не потому, что я свято верю в победу, дело не в этом, а потому, что их победа невозможна по физической и технической причинам. Для меня этот вопрос бессмысленный, не может быть ситуации, при которой они победят.
Представьте себе: едет железный танк, а ему навстречу телега с лошадьми. Что будет, если телега переедет танк и поедет дальше? Ничего. Ведь телега танк не переедет.
У украинского национализма нет будущего. Это архаическая штука, привнесенная нашими «англосаксонскими друзьями» на Украине для реализации собственных целей. Украинский национализм, как идеология и как политическое движение, это – чистая психиатрия. Ну какая может быть перспектива у психической болезни?
ОУН, ОУН (б), «Азов»* – запрещенные в России организации