«Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ходе официального визита в Киргизию возложил венок к стометровому монументу памяти жертв геноцида, учиненного Российской империей против киргизов в годы Первой мировой войны, и публично принес свои извинения за это постыдное событие».
Бред? Но именно о таких строках в лентах мировых информационных агентств мечтают некоторые киргизские общественные активисты, требующие от своих властей надавить на Россию, чтобы та признала «преступления», совершенные еще в царствование Николая II. Ну и, естественно, заплатила – каких-то 100 миллиардов долларов.
В начале августа они со всей причитающейся скорбью отметили памятную дату – 97-летие так называемого «уркуна», или исхода киргизов из Российской империи в близлежащий Китай. По мнению киргизских общественников, их предки тем самым спасались от гонений со стороны царской России, которая не простила им отказ от помощи в Первой мировой войне. И действительно, ученые прекрасно знакомы с той историей, когда мужскому населению Киргизии было предложено помочь государю-императору, поработав в тылу его армии, то есть не выступая на передовой, но именно помогая войскам. Однако это предложение явно не нашло широкой поддержки.
На фронт «добровольно-принудительно» пошли лишь безропотные бедняки, в то время как представители богатых сословий предпочли не «мараться» о военный быт. Следствием такой несправедливости стал жесткий бунт киргизов, увидевших здесь происки Петербурга. Местные казачьи станицы безжалостно вырезались обезумевшими бунтовщиками, но и ответная реакция не замедлила. Она лишь ускорила и без того немалый отток дезертиров в сторону Китая. Именно по пути в Поднебесную немало отказников присягнуть императору и нашли свою смерть, равно как и по дороге из Китая обратно.
История столь же печальная, сколь и поучительная. Но вот только с «геноцидом» – тем самым, которым сейчас некоторые общественники Киргизии попрекают Россию, – как-то не складывается. Да и официальная власть неловко молчит. Не иначе как для официального Бишкека такая «позиция киргизов» вообще стала неожиданностью, оттого пока и не последовала внятная реакция на официальном уровне. А быть может, неожиданностью сие и не стало, но просто ситуация такая, когда и сказать особо нечего...
Требования части киргизской общественности от России покаяться за «геноцид» киргизов в 1916 году в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, политолог Аждар Куртов:
– Эти требования исходят не от официальных кругов Киргизии и даже не от ученых, состоящих в национальной Академии наук или преподающих в крупном университете, а от абсолютно маргинальных общественных организаций, которых в Киргизии достаточно много и в которых состоят просто малообразованные люди с шовинистическими и националистическими взглядами, которые всего лишь стараются привлечь к себе внимание эпатажными заявлениями, что, к сожалению, у них вполне получается.
По существу дела хочу отметить прежде всего то, что никто на Первую мировую войну киргизов не призывал: речь шла о призыве на тыловые работы. Вообще в Российской империи из всех жителей Центральной Азии – киргизов, казахов, туркмен, узбеков и других, – в действующей армии Российской империи никто не служил, за исключением разве что текинцев – одного из наиболее воинствующих туркменских племен. Почему – отдельный разговор, но нужно подчеркнуть, что отказ помогать государству, ведущему тяжелую войну, даже отказ от тыловых работ говорит об очень многом, явно не красит отказников и тем более не дает им права что-то требовать.
К тому же был организован бунт, но что такое бунт в период военных действий? Восставшие сражались с теми представителями имперской администрации и русскоязычного населения, которые на момент военных действий оставались в республике. А кто там оставался? Инвалидные команды, небоеспособные тыловые подразделения и, естественно, мирные жители. Существует множество задокументированных свидетельств того, что восставшие безжалостно расправлялись с мирным населением казачьих станиц. В ряде случаев некоторые казачьи станицы, где мужчины были призваны на военную службу, давали отпор, но жертв все же было очень много.
Конечно же, в ответ стоило ожидать самых жестких мер со стороны правительства. А как иначе оно должно было поступать? По законодательству любого государства мятеж есть мятеж. И если он совершается в период военных действий, то везде без исключения считается исключительно серьезным преступлением и карается весьма и весьма жестоко.
Так что никакой речи о геноциде идти не может. К тому же люди, рассказывающие о «геноциде» 1916 года, просто не очень умные, не понимающие ни того, что такое геноцид, ни принципов права. Геноцид – это сознательные действия, направленные на полное уничтожение определенной этнической или конфессиональной группы, но ничего подобного в 1916 году не было. Киргизов никто не истреблял: они как были, так и остались. Кроме того, геноцид как юридическое понятие был введен в международное право уже после Второй мировой войны. Существует общий правовой принцип, сформулированный еще в Древнем Риме, что закон не имеет обратной силы. Он не может применяться задним числом. Но, конечно же, все эти юридические нюансы неинтересны тем людям, которые раздувают истерию вокруг событий 1916 года, а быть может, и неведомы.
По всей видимости, причины такого рода заявлений лежат в объективной плоскости. После распада Советского Союза из Киргизии на территорию Российской Федерации произошла массовая миграция не только русскоязычного населения, но и значительной части образованного класса киргизов. Обратите внимание, сегодня киргизов в Москве можно встретить не только среди дворников, но и среди банковских работников, в каких-то гуманитарных профессиях. Тот отток в начале 90-х заметно повлиял на общий интеллектуальный уровень киргизов, он сегодня гораздо ниже, нежели был при СССР, а образовавшуюся после оттока интеллектуалов нишу там как раз заполнили абсолютно маргинальные слои, которые и эксплуатируют национальные мифы о том, что Киргизия – Богом избранная земля, что якобы все человечество без ума от древнего киргизского эпоса «Манас» и так далее.
Но очевидно, что антироссийская риторика «общественности» вполне могла быть инспирирована и заинтересованными силами извне. Они нам прекрасно известны по событиям в других странах мира. Сейчас, когда руководство Киргизии и президент Атамбаев четко заявили о намерении вывести американскую военную базу из аэропорта Манас и о готовности республики присоединиться к Таможенному союзу с Россией, этим силам потребовалось создать дестабилизирующую обстановку, вбить клин между руководствами России и Киргизии.
– Есть, кстати, версия, что и бунт в Киргизии был организован при поддержке турецкой элиты. Якобы сам Мустафа Ататюрк был к нему причастен...
– Мустафой Ататюрком восстание никак не могло быть инспирировано по той простой причине, что сам он стал значимой политической фигурой вовсе не в период существования Османской империи, Он выдвинулся на первые позиции уже после того, как Турция была разгромлена в ходе Первой мировой войны. Если и может идти речь о причастности Турции к киргизскому бунту, то говорить тут нужно явно о других персоналиях в правительстве и в генералитете Османской порты. А вообще версия «руки Турции» историкам действительно известна. В период военных действий сторонами всегда используются не только собственно военные силы, но и силы диверсионные, ведущие подрывную работу, сеющие смуту в рядах. Так было всегда: достаточно вспомнить советский Северный Кавказ в период Второй мировой войны с германской агентурой.
Так что эта версия имеет право на жизнь. Но в любом случае я как историк все же не склонен считать, что это было главной причиной киргизского бунта в 1916 году, потому что Турция с Россией сталкивалась на кавказском фронте, а он достаточно далек от Киргизии. И это не создавало каких-то сверхсерьезных трудностей для императорской России. В конце концов, все эти восстания – что в Киргизии, что в Казахстане, – в конечном итоге серьезно не повлияли на боеготовность частей на победах или поражениях императорской армии.