На Западе после непродолжительного затишья, вызванного встречей Владимира Путина и Джозефа Байдена, снова заговорили о новых санкциях против России. В последнее время это стало рутинным явлением, не привязанным к конкретным действиям Москвы.
Но теперь жесткие встречные действия совершает сама Россия, которая в начале года оперативно ввела ответные санкции против Евросоюза. Скорее всего, так будет и теперь, причем у России к настоящему времени сформировался достаточный экономический потенциал, чтобы вводить против Запада не только персональные, но и секторальные контрсанкции.
Закрыть Северный морской путь
Весенний инцидент с перекрытием Суэцкого канала показал, как уязвима мировая логистика и насколько важны для нее альтернативные морские пути. Одной из самых перспективных альтернатив магистральным транспортным направлениям является Северный морской путь через арктические территориальные воды России.
Потенциал этого направления возрастает год от года по ряду причин. Во-первых, Восточная и Юго-Восточная Азия набирают вес в мировой экономике. Для Европы все более важно как получать китайский, индонезийский и прочий импорт, так и поставлять на азиатский рынок свой экспорт.
Во-вторых, таяние льдов неуклонно улучшает условия судоходства в Северном Ледовитом океане. Возить грузы по Северному морскому пути становится более выгодно и менее трудоемко.
При этом Россия легко может создать проблемы судам вводящих против нее санкции государств, отказав им в проходе через свои территориальные воды. И будет иметь на это полное право. В соответствии со статьей 234 Конвенции ООН по морскому праву прибрежное государство имеет право регулировать судоходство других стран в своей исключительной экономической зоне, если эта зона покрыта льдами. Так что враждебно настроенным к России странам предстоит дальше продираться через Суэцкий канал и отстреливаться от сомалийских пиратов.
Перенаправить китайский транзит
Несмотря на провозглашение Китая официальным врагом «свободного мира» наравне с Россией, Европа по-прежнему заинтересована в сотрудничестве с новой первой экономикой мира. Косвенным подтверждением тому стала феноменально нервная реакция европейцев на оперативное введение Пекином ответных санкций против Евросоюза. К переходу диалога с Поднебесной на язык экономических ограничений в ЕС явно не готовы.
При всей своей зависимости от США европейские страны упорно пытаются развивать экономическое сотрудничество с КНР. Это относится даже к таким странам, как Польша: в конце мая Пекин посетили главы МИД Польши, Венгрии, Сербии и Ирландии. Все их разговоры с китайскими коммунистами были посвящены экономическим связям, а не каким-то правам человека и «геноциду уйгуров».
В числе прочего европейцами была высказана заинтересованность в китайском транзите в рамках проекта «Пояса и пути». Северный маршрут этого гигантского логистического проекта через Китай проходит через Россию. Никак иначе, кроме как с помощью «Российских железных дорог», китайские грузы на северо-восточные границы Евросоюза не попадут.
Соответственно, Россия может направить весь без исключения китайский транзит на свои порты в Северо-Западном федеральном округе, лишив портовые государства Балтийского региона клиентов. «РЖД» просто откажется перевозить грузы, которые идут, например, в страны Прибалтики. По той простой причине, что Литва, Латвия и Эстония занесены в реестр недружественных государств и против них действует режим санкций.
Нужно доставить большие партии азиатских товаров в Западную Европу? Пожалуйста: у нас есть Усть-Луга, Высоцк, Приморск. России — чистая выгода, китайцам можно предложить выгодный для них тариф за логистические услуги, а с железными дорогами Прибалтики «РЖД» не работает.
Единственное возможное основание против такого решения — страх Москвы испортить отношения с Прибалтийскими республиками. Но эти отношения давно и бесповоротно испортили сами Прибалтийские республики — терять больше нечего.
Дедолларизация
Отказ от доллара США во внешнеэкономических связях — стратегически самый эффективный способ ответить Западу на запредельную враждебность в отношении России. В частности, это способ ответить на беспрестанные предложения отключить Россию от системы банковских переводов SWIFT.
Уход от «баксов» — это не санкции в узком смысле слова. Речь не о разовом решении, а о стратегии и планомерной экономической политике, рассчитанной на долгие годы. Решающее значение будут иметь не действия России сами по себе, а пример, который она подаст дедолларизацией остальному миру.
Глобальная гегемония США была построена на гегемонии доллара в международной торговле: отказ от американской валюты как универсального платежного средства закрепит в мировой политике многополярность, за которую выступает Москва.
Учитывая экспортно-ориентированный характер экономики России, у нее хватает возможностей стимулировать глобальный отказ от долларовых расчетов. Например, два с половиной года назад Евросоюз предложил перевести в евро оплату поставок энергоносителей. Переход от «нефтедолларов» к «нефтеевро» может стать не меньшим ударом по позициям США, чем переход к Китаю глобального лидерства в экономике или появление у России гиперзвукового оружия.
Александр Носович